Доклад отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации
14 июня 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Отделом анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Сахалинского УФАС России на основании поручений ФАС России проводится ряд мониторингов цен на продовольственные товары и автомобильное топливо.

В частности, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» на основании поручения ФАС России на основании Поручения ФАС России от 19.01.2017 № СП/2381-ПР/17 Сахалинским УФАС России проводится ежеквартальный мониторинг оптово-отпускных цен на продовольственные товары согласно утвержденному перечню:

- говядина (кроме бескостного мяса);

- свинина (кроме бескостного мяса);

- куры (кроме куриных окорочков);

- крупа гречневая;

- рыба мороженая неразделанная;

- масло сливочное;

- молоко питьевое;

- картофель;

- капуста белокочанная свежая;

- лук репчатый;

- морковь;

- яблоки.

В связи с тем, что товарные рынки оптовой торговли продовольственными товарами является низкоконцентрированными, с развитой конкурентной средой, на которых отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, мониторинг в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую реализацию товаров из приведенного перечня, проводится выборочным методом (в отношении более 30 хозяйствующих субъектов, в т.ч. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Следует также отметить, что в силу положений частей 21 и 22 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ряд хозяйствующих не может быть признан доминирующими, (учредителем юридического лица является физическое лицо (физические лица), юридическое лицо и ИП не входит в группу лиц с иными организациями, размер выручки за предыдущий год не превышает 400 млн. руб.).

В соответствии с поручением ФАС России мониторинг проводится за неполный период квартала, т.е. последний месяц предыдущего квартала включается в отчет текущего.

В июне 2019 года проводился ежеквартальный мониторинг оптово-отпускных цен за период, включающий в себя период с марта по май 2019 года.

На основании поручения ФАС России по результатам мониторинга, при выявлении существенного повышения оптово-отпускных цен (более чем на 5% по отношению к предыдущему периоду), Сахалинское УФАС России проводит контрольные мероприятия, направленные на выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе проведения контрольных мероприятий, Сахалинским УФАС России направляются запросы в адрес хозяйствующих субъектов, рост оптово-отпускных цен которых превышают более 5% по сравнению с предыдущим периодом (кварталом), с целью установления причин повышения.

По данным мониторинга, проведенного в июне 2019 г., был зафиксирован рост цен более, чем на 5% у отдельных хозяйствующих субъектов на следующие виды продовольственных товаров:

  • масло сливочное;
  • рыбу мороженную неразделанную;
  • крупу гречневую;
  • картофель;
  • капусту белокочанную свежую;
  • лук репчатый;
  • морковь;
  • яблоки.

По результатам проведения мероприятий, направленных на выявление причин повышения цен и наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, было установлено следующее.

Рост цен на крупу гречневую, яблоки, овощи (в т.ч. картофель, капуста белокочанная свежая, морковь у ИП) обусловлен ростом закупочных цен.

Рост цен на рыбу мороженную неразделанную (мойву), реализуемую местным производителем ООО «Рыбак», обусловлен снижением оптово-отпускных цен в первом квартале текущего года, в связи с необходимой реализацией остатков готовой продукции, так как срок годности рыбы м/н заканчивался. В результате этого, предприятием было принято решение о снижении оптово-отпускных цен на 33% для реализации продукции за пределы Сахалинской области, с транспортировкой за счет покупателя.

Повышение стоимости масла сливочного, реализуемого местным сельхозпроизводителем АО «Совхоз «Южно-Сахалинский», во втором квартале текущего года произошло в результате того, что средневзвешенная цена на масло сливочное в первом квартале 2019г. была сформирована с учетом цен, установленных по заключенным госконтрактам, цены которых значительно ниже основной цены реализации. За период с марта по май 2019г. масло сливочное по госконтрактам не реализовалось, в результате чего средневзвешенная цена, сформированная в текущем периоде превышает цену первого квартала более, чем на 5%.

Причины повышения оптово-отпускных цен на овощи, (в том числе картофель, морковь, капусту белокочанную свежую), реализуемые местными сельхозпроизводителями, в настоящий момент выясняются.

После 02.02.2015 г. звонков на «горячую линию» Сахалинского УФАС по поводу цен на социально-значимые продовольственные товары не поступало.

Также Сахалинским УФАС России проводятся мониторинги цен на автомобильное топливо.

Продавцом, занимающим доминирующее положение на товарных рынках розничной реализации автомобильных бензинов в границах девяти муниципальных образований Сахалинской области, по данным проведенных исследований, является ООО «РН-Востокнефтепродукт». Также ООО «РН-Востокнефтепродукт» занимает доминирующее положение на рынках мелкооптовой реализации автомобильных бензинов марок: АИ-98, АИ-95, АИ-92, дизельного топлива границах о. Сахалин.

По мелкооптовой реализации автомобильного бензина марки АИ-80 доминирующее положение в границах о. Сахалин, по результатам анализа за 2017 год, занимает АО «Петросах».

ООО «РН-Востокнефтепродукт», занимая доминирующее положение на рынках мелкооптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива, является поставщиком автомобильного топлива для независимых розничных продавцов автомобильных бензинов и дизельного топлива.

В связи с этим, Сахалинским УФАС России осуществляется постоянный контроль за розничными и мелкооптовыми ценами на нефтепродукты, установленными ООО «РН-Востокнефтепродукт».

Необходимо также отметить, что в силу положений частей 21 и 22 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ряд хозяйствующих субъектов не может быть признан доминирующим, (учредителем юридического лица является физическое лицо (физические лица), юридическое лицо и ИП не входит в группу лиц с иными организациями, размер выручки за предыдущий год не превышает 400 млн. руб.).

Таким образом, не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную и мелкооптовую реализацию нефтепродуктов на территории Сахалинской области, могут занимать доминирующее положение на товарных рынках, ввиду того, что не попадают под критерии ст. 5 Закона «О защите конкуренции».

Следовательно, на них не распространяются запреты, предусмотренные ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе, запрет по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара, предусмотренный п. 1 ч. 1 указанной статьи закона.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в соответствии с поручением ФАС России и указанием Правительства Российской Федерации № ИС-205в от 29.04.2011 года проводит еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты, реализуемых ООО «РН-Востокнефтепродукт», а также независимыми хозяйствующими субъектами (мониторинг проводится выборочным методом).

Кроме того, в соответствии с поручением ФАС России от 15.06.2018 № СП/44327/18 Сахалинское УФАС России проводит ежедневный мониторинг розничных цен на нефтепродукты, реализуемых ООО «РН-Востокнефтепродукт», а также независимыми хозяйствующими субъектами.

При каждом повышении ООО «РН-Востокнефтепродукт» мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, Сахалинским УФАС России проводится антимонопольное расследование по выявлению причин такого повышения.

В соответствии с проведенным совещанием у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 31.10.2018г № ДК-П9-206пр, было принято решение по установлению уровня индикативных мелкооптовых цен на автомобильное топливо в разрезе субъектов РФ, в том числе и для Сахалинской области.

Во втором квартале 2019 года было зафиксировано неоднократное повышение мелкооптовых цен на автомобильное топливо, реализуемое ООО «РН-Востокнефтепродукт», по сравнению с первым кварталом 2019 года на следующие автомобильные марки бензина:

- АИ-92 на 2 205 руб./тн или на 4,1%;

- АИ-95 на 2 200 руб./тн или на 4%.

Для выявления причин повышения мелкооптовых цен на автомобильное топливо, реализуемое ООО «РН-Востокнефтепродукт», Сахалинским УФАС России были направлены запросы в адрес хозяйствующего субъекта.

Согласно информации, представленной ООО «РН-Востокнефтепродукт», повышение мелкооптовых цен автомобильного бензина марок АИ-95, АИ-92 обусловлено повышение закупочных цен на нефтепродукты.

Важно также отметить, что в первом квартале текущего года было зафиксировано снижение мелкооптовых цен на автомобильное топливо, реализуемое ООО «РН-Востокнефтепродукт» по сравнению с началом 2019г., на следующие марки автомобильного бензина:

- АИ-92 на 2 200 руб./тн или на 3,9% (по сравнению с началом года);

- АИ-95 2 200 руб./тн или на 3,8% (по сравнению с началом года).

С 11.04.2019г. началась розничная реализация дизельного топлива летнего, с 20.04.2019г. – мелкооптовая.

Таким образом, с учетом снижения мелкооптовых цен на нефтепродукты, реализуемые ООО «РН-Востокнефтепродукт», в первом квартале 2019 года, мелкооптовые цены на автомобильное топливо втором квартале 2019 года, по отношению к началу года не изменились и соответствуют уровню индикативных цен, установленных для Сахалинской области.

Во втором квартале текущего года было зафиксировано повышение розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое ООО «РН-Востокнефтепродукт», с 03.06.2019г. от 1,5% до 1,7% в зависимости от марок нефтепродуктов, по сравнению началом текущего года (09.01.2019г.).

Для выявления причин повышения розничных на нефтепродукты, реализуемые ООО «РН-Востокнефтепродукт», Сахалинским УФАС России был направлен запрос в адрес хозяйствующего субъекта.

В настоящий момент причины повышения розничных цен на нефтепродукты, реализуемое «РН-Востокнефтепродукт», выясняются.

Во втором квартале 2019г. зафиксировано снижение розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое независимыми хозяйствующими субъектами, от 1% до 4,5% в зависимости от марки бензина.

По результатам рассмотрения ежемесячно представляемых ООО «РН-Востокнефтепродукт» оперативных фактических материалов в совокупности критериев статьи 6 Закона «О защите конкуренции», в том числе за первый квартал 2019 года, нельзя сделать вывод о том, что цены розничной и мелкооптовой реализации автомобильного топлива превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Важно отметить, что мелкооптовыми поставщиками нефтепродуктов для части независимых розничных продавцов, как в целом, так и по отдельным маркам автомобильных бензинов, являются хозяйствующие субъекты, не относящиеся к группе ВИНК, заключивших соглашение, следовательно, уровень установленных индикативных цен на них не распространяется.

 

Наверх