ДОКЛАД Сахалинского УФАС России с обобщенными результатами правоприменительной практики в сфере антимонопольного контроля, государственных закупок
02 декабря 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

Сахалинского УФАС России

с обобщенными результатами правоприменительной практики в сфере антимонопольного контроля

 

Данный доклад подготовлен в рамках реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» для информирования хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях соблюдения ими обязательных требований антимонопольного законодательства.

21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным издан Указ №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Этим указом утвержден «Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы»

Эти документы являются документами стратегического планирования и восходят к статьям 8 и 34 Конституции Российской Федерации, которыми гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности в Российской Федерации и признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В целях реализации государственной политики по развитию конкуренции Правительством РФ будут определяться перечни субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих иные регулируемые виды деятельности, утверждение инвестиционных программ которых и рассмотрение отчетов об исполнении указанных программ будет осуществлять Правительство Российской Федерации.

Таким образом, деятельность субъектов естественных монополий занятых в сферах

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

становится прозрачной, правительство может увидеть, каким образом субъекты расходуют полученные в результате тарифного регулирования средства направленные на развитие деятельности, расширение инфраструктуры, сможет понять, нужно ли индексировать тарифы, а может быть и уменьшить.

Правительство обеспечит принятие правил недискриминационного доступа на товарные рынки услуг общедоступной почтовой связи и портов, предоставляемых субъектами естественных монополий.

Указанное в отношении портов очень актуально для Сахалинской области, Сахалинское УФАС России видит угрозу экономике в действиях монополистов, распоряжающихся инфраструктурой портов, допускаются действия по монополизации смежных рынков, например грузовых перевозок автотранспортом, создаются условия ограниченного доступа к услугам СЕМ в портах, дискриминационные условия по очередности получения таких услуг.

Сахалинское УФАС рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении таких субъектов, информация о фактах нарушений поступает постоянно.

Президентом поставлена задача по утверждению планов мероприятий по развитию конкуренции на 2018 - 2020 годы и ожидаемых результатов развития конкуренции; утверждению планов мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Нужно отметить, что переход от состояния естественных монополий к свободному рынку позволит в некоторых случаях снизить контрольную нагрузку от государства в отношении небольших хозяйствующих субъектов.

Это актуально, например, при доставке грузов на Курильские острова морским транспортом. Фактически каждый хозяйствующий субъект, занятый погрузкой разгрузкой грузов в порту является СЕМ, деятельность которого подлежит государственному регулированию, в том числе и ценовому.

В соответствии с приказом ФАС России №823/18 от 18.06.2018 «Об утверждении Реестра тем общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы» Сахалинское УФАС России является исполнителем по теме «Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства Российской Федерации при рассмотрении дел по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» субъектами естественной монополии в портах».

В рамках реализации темы специализации Сахалинским УФАС России была сформирована практика в части доказывания нарушений части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 39 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Таким образом, квалификация действий хозяйствующего субъекта как нарушение указанного запрета связана с установлением факта обладания хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Статьей 3 Закона «О естественных монополиях» определено, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На основании абзаца 5 пункта 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Вместе с тем, Законом «О естественных монополиях» не определены виды деятельности хозяйствующих субъектов, которые составляют сферу услуг в портах.

Таким образом, антимонопольному органу при квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушение статьи 10 Закона «О защите конкуренции» необходимо определить тот факт, что его деятельность входит в указанную сферу.

Решить эту проблему удается следующим способом.

На основании части 1 статьи 5 Закона «О естественных монополиях» для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях относится к основным функциями ФАС России и её территориальных органов.

На основании статьи 6 Закона «О естественных монополиях» одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги.

Так же Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, который включает:

1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам

3. Обеспечение лоцманской проводки судов

4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации

5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков

6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему

7. Предоставление причалов

8. Обеспечение экологической безопасности в порту

9. Погрузка и выгрузка грузов

10. Хранение грузов

11. Услуги буксиров

12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах

13. Обслуживание пассажиров.

Таким образом, услуги, поименованные в указанном перечне, составляют сферу деятельности субъектов естественных монополий – услуги в портах.

Анализ хозяйственной деятельности того или иного предприятия проводился на основании договоров, кодов ОКВЭД, указанных в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, приказов по основным видам деятельности в том числе по установлению цен на услуги.

Одним из спорных вопросов, при установлении статуса субъекта, явился вопрос о зависимости статуса субъекта естественной монополии от нахождения сведений о таком субъекте в реестре субъектов естественных монополий.

Сахалинское УФАС России опирается на установленный в Законе «О естественных монополиях» понятийный аппарат согласно которому: «субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии», то есть закон не связывает понятие субъекта естественной монополии с нахождением сведений о нем в каком-либо реестре.

Указанная позиция поддержана арбитражными судами.

Опираясь на указанную правовую позицию Сахалинским УФАС России установлен статус субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность в портах Сахалинской области как субъектов естественных монополий при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в 2017-2018 годах.

Вместе с тем при установлении статуса субъекта возникают определенные сложности.

Например, при рассмотрении дела №08-31/2017, возбужденного по признакам злоупотребления доминирующим положением ООО «Омега» в связи с установлением цен на погрузку выгрузку грузов с теплохода «Диона» общество заявляло, что не осуществляет деятельность в порту и может разгружаться на рейде или вообще вне порта, поскольку имеет для этого необходимое грузоподъемное оборудование.

Кроме того, в судебном заседании представитель ООО «Омега» заявлял, что судно «Диона» не относится к объектам инфраструктуры морского порта, не является морским терминалом, а, следовательно, деятельность на судне не является деятельностью в морском порту.

Сахалинское УФАС России при принятии решения учитывало следующие обстоятельства.

Закон «О естественных монополиях», Постановление Правительства РФ от 23.04.2008г. № 293 императивно не связывают статус субъекта естественной монополии с обладанием хозяйствующим субъектом правом на объекты инфраструктуры порта.

В представленных в суд пояснениях ООО «Омега» в обоснование своей позиции опирается на положения Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 №81-ФЗ (далее - КМТ).

КМТ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Под торговым мореплаванием в КМТ понимается деятельность, связанная в частности с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов. Указанные операции являются целью торгового мореплавания.

Согласно части 1 статьи 7 КМТ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Частью 1 статьи 9 КМТ определено, что под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

При этом в порту могут быть оказаны 13 видов услуг, ценообразование на которые регулируется в соответствии с Постановлением №293 в том числе:

-предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;

-предоставление причалов.

Анализ указанных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что судно «Диона», воспользовавшись инфраструктурой порта по предоставлению акватории, рейдов, якорных стоянок, причалов, самостоятельно может оказать услуги в порту по погрузке, выгрузке грузов для целей торгового мореплавания.

Согласно статье 115 КМТ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер).

Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.

Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер).

ООО «Санрайз» в Сахалинское УФАС России представлены копии договоров аренды судовых грузовых помещений на теплоходе «Диона» от 01.01.2016г. б/н, и от 01.01.2017г. б/н, заключенные между Арендодателем (ООО «Санрайз») и Арендатором (ООО «Омега»).

В договоре от 01.01.2016 г. б/н, предметом является аренда грузовых помещений на теплоходе «Диона» для перевозки груза по маршруту порт Владивосток – любой морской порт Дальневосточного бассейна – порт Владивосток.

Согласно пункту 1.3 договора, погрузка-выгрузка груза осуществляется силами и за счет Арендатора. Выдача груза осуществляется Арендатору при предъявлении коносамента, морской накладной или иного документа, подтверждающий прием груза.

Договор аренды от 01.01.2017 г. б/н заключен между Судовладельцем (ООО «Санрайз») и Фрахтователем (ООО «Омега»). Предметом договора является аренда грузовых помещений на теплоходе «Диона» для перевозки груза по маршруту порт Владивосток – любой морской порт Дальневосточного бассейна – порт Владивосток.

Согласно пункту 2.2 договора, Фрахтователь принимает на себя часть эксплуатационных затрат, в том числе оплата расходов по погрузке и выгрузке грузов, портовые сборы, а также расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна.

Вместе с тем, согласно указанным договорам аренды помещений теплохода «Диона», Комиссией Сахалинского УФАС России установлено, что деятельность по организации погрузочно-разгрузочных операций на теплоходе «Диона» осуществляет арендатор судна – ООО «Омега», тогда как ООО «Санрайз» является только собственником данного теплохода.

Фактически указанные договоры являются договорами морской перевозки грузов.

ООО «Омега» были представлены договоры об оказании услуг по перевозке груза, выполнении погрузочно-разгрузочных операций на теплоходе «Диона» №№5п ,17п.

По данным договора № 5п, место погрузки – порт Владивосток, порт выгрузки – п. Северо-Курильск. Согласно пункту 9 договора, экипаж транспорта, по просьбе отправителя, может участвовать в погрузочно-разгрузочных работах, если это требуется, в этом случае отправитель оплачивает данную услугу вместе с фрахтом.

По договору № 17п, место погрузки – порт Северо-Курильск, порт выгрузки – п. Владивосток. В пункте 8 договора указано, что экипаж транспорта, по просьбе отправителя, может участвовать в погрузочно-разгрузочных работах, если это требуется, в этом случае отправитель оплачивает данную услугу вместе с фрахтом.

Установлено, что ООО «Омега» осуществляет погрузочно-разгрузочные операции только в порту Северо-Курильск. В г. Владивостоке грузовые операции по погрузке-выгрузке грузов выполняет порт ООО «ВРС».

ООО «Омега» представило Сахалинскому УФАС России прайс-лист на услуги 2017г. в котором содержатся позиции цен на услуги перевозки и грузовых работ. При этом в прайс-лист содержит наименования портов маршрута перевозки, что указывает на оказание услуг на акватории портов.

Таким образом, был сделан вывод о том, что ООО «Омега» осуществляет перевозку грузов иных хозяйствующих субъектов на зафрахтованном у ООО «Санрайз» теплоходе «Диона» - деятельности, связанной с использованием судов для перевозок грузов на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов), то есть в целях торгового мореплавания, определенных КМТ.

Соответственно операции по погрузке, выгрузке грузов относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий – услуги в морских портах. Цены на эти услуги подлежат государственному регулированию.

В некоторых случаях при квалификации правонарушений требуется установить, что хозяйственная деятельность определенного вида является составной частью деятельности субъекта естественной монополии.

Так, при рассмотрении дела №08-107/2017 по факту злоупотребления доминирующим положением АО «Корсаковский морской торговый порт» установлен факт нарушения который состоял в следующем.

АО «Корсаковский морской торговый порт» совершило действия по передаче своих полномочий, связанных с соблюдением порядка в порту, в пользу ООО «ЧОО «СКАТ», согласовывало взимание ООО «ЧОО «СКАТ» платы за выдачу пропусков, согласовывало предъявление ООО «ЧОО «СКАТ» необоснованных требований к водителям и оборудованию транспортных средств, таким образом, допустило ущемление интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих автомобильные перевозки, создало препятствия к въезду в порт и, тем самым, злоупотребило своим доминирующим положением, то есть нарушило запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела установлено, что для АО «Корсаковский морской торговый порт» ФСТ России утверждены тарифы на услуги в морском порту и правила применения этих тарифов. Согласно Правилам в состав услуг входило и составление сопровождающих груз документов.

Установлено, что передача полномочий по выдаче пропусков для въезда/выезда на территорию порта, установление и взимание платы за их выдачу является нарушением требований Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Правил режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Корсаков, утвержденных Приказом дальневосточного территориального управления Росграницы от 05.08.2015 №122; Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 №678, поскольку эти полномочия связаны с деятельностью субъекта естественной монополии.

Указанный вывод соответствует решению арбитражного суда Сахалинской области по делу №А59-5665/2016, постановлению Пятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу.

Что касается характера нарушений, то Сахалинским УФАС России принято решение по 9 делам о нарушении антимонопольного законодательства субъектами естественной монополии, оказывающими услуги в портах, 7 из них по факту нарушения порядка ценообразования, 2 связаны с ущемлением прав иных хозяйствующих субъектов.

 

При исследовании действий хозяйствующих субъектов как нарушения установленного порядка ценообразования сделан анализ правовых актов и предложена модель добросовестного поведения хозяйствующих субъектов, которая может быть использована для целей антимонопольного комплаенса.

В основном хозяйствующие субъекты связывают отсутствие законных оснований для тарифного регулирования деятельности обществ по причине отсутствия сведений об обществе в реестре субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах.

Данный подход не основан на законе.

На основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании пункта 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 №950, государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в портах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанный перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии в сфере услуг в портах.

Пунктом 16 постановления №293 установлено, что порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.

Для целей ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах, применяется Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденный приказом ФСТ России от 24.06.2009 №135-т/1.

Указанным приказом предусмотрен заявительный порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа либо об отказе от ценового регулирования.

Таким образом, принимая во внимание императивное указание Закона «О естественных монополиях» о ценовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий, отсутствие в законе связи статуса субъекта естественной монополии с нахождением в реестре, на субъект естественной монополии накладывается обязанность вести хозяйственную деятельность по ценам (тарифам) определенным в результате государственного регулирования или по свободным ценам (тарифам) в случае отказа органа регулирования от регулирования тарифов.

В таком случае, хозяйствующий субъект осуществляющий деятельность, поименованную в перечне услуг субъектов естественных монополий в портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденном Постановлением №293,обязан обратиться в орган регулирования тарифов – ФАС России, которая принимает решение о включении указанного субъекта в реестр субъектов естественных монополий и в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.

В случае отказа ФАС России от регулирования деятельности такого хозяйствующего субъекта, уровень регулирования, в соответствии с Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, переходит к полномочиям Региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации (в нашем случае - Сахалинской области) в которую и должен обратиться хозяйствующий субъект с заявлением о принятии решения о регулировании.

В случае отказа от регулирования Региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации хозяйствующий субъект вправе установить цены самостоятельно.

Существует так же определенная позиция, при которой хозяйствующий субъект, получивший права на имущество, используемое в сфере деятельности субъекта естественной монополии, вправе применять тарифы, установленные ранее для предыдущего собственника (пользователя) этого имущества, вплоть до установления тарифов или отказа от регулирования.

По мнению Сахалинского УФАС России следует признавать добросовестным поведение хозяйствующего субъекта при котором после обращения в орган регулирования им применяются расценки на услуги субъекта естественной монополии в том размере, в котором запрошено разрешение органа регулирования.

Решения Сахалинского УФАС России размещены на сайте, находятся в доступе правовой системы «КонсультантПлюс».

 

 

Сахалинское УФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на территории Сахалинской области.

Реализацию полномочий ФАС России осуществляет под девизом: «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России».

Работа в сфере интересов субъектов предпринимательства осуществляется в соответствии с основным принципом Сахалинского УФАС России - обеспечение защиты конкуренции на товарных рынках.

Неотъемлемой частью работы Сахалинского УФАС России является проведение мониторинга цен на потребительских рынках.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» на основании Поручения ФАС России от 19.01.2017 № СП/2381-ПР/17 Сахалинским УФАС России проводится ежеквартальный мониторинг оптово-отпускных цен на продовольственные товары согласно утвержденному перечню:

- говядина (кроме бескостного мяса);

- свинина (кроме бескостного мяса);

- куры (кроме куриных окорочков);

- крупа гречневая;

- рыба мороженая неразделанная;

- масло сливочное;

- молоко питьевое;

- картофель;

- капуста белокочанная свежая;

- лук репчатый;

- морковь;

- яблоки.

В связи с тем, что товарные рынки оптовой торговли продовольственными товарами является низкоконцентрированными, с развитой конкурентной средой, на котором отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, мониторинг в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую реализацию товаров из приведенного перечня, проводится выборочным методом (в отношении более 30 хозяйствующих субъектов, в т.ч. юридических лиц и ИП).

Следует также отметить, что в силу положений Закона «О защите конкуренции» ряд хозяйствующих не может быть признан доминирующим, например если учредителем юридического лица является физическое лицо, юридическое лицо и ИП не входит в группу лиц с иными организациями, размер выручки за предыдущий год не превышает 400 млн. руб.

В соответствии с поручением ФАС России мониторинг проводится за неполный период квартала, т.е. последний месяц предыдущего квартала включается в отчет текущего.

В декабре 2018г. проводился ежеквартальный мониторинг оптово-отпускных цен за IV кв. 2018г., включающий в себя период с сентября по ноябрь.

По результатам мониторинга при выявлении существенного повышения оптово-отпускных цен (более чем на 5% по отношению к предыдущему периоду) Сахалинское УФАС России проводит контрольные мероприятия, направленные на выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе проведения контрольных мероприятий, Сахалинским УФАС России направляются запросы в адрес хозяйствующих субъектов, рост оптово-отпускных цен которых превышают более 5% по сравнению с предыдущим периодом (кварталом), с целью установления причин повышения.

По данным мониторинга, проведенного в декабре 2018 г. был зафиксирован рост цен на следующие виды продовольственных товаров:

- молоко питьевое, масло сливочное;

- рыбу;

- мясо кур;

- яблоки.

В ходе проведения мероприятий, направленных на выявление причин повышения цен и наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, было установлено, что основными причинами роста оптово-отпускных цен является рост закупочных цен и повышение себестоимости продукции.

После 02.02.2015 г. звонков на «горячую линию» Сахалинского УФАС по ценам на социально-значимые продовольственные товары не поступало.

Продавцом, занимающим доминирующее положение на товарных рынках розничной реализации автомобильных бензинов в границах девяти муниципальных образований Сахалинской области является ООО «Роснефть-Востокнефтепродукт». Также ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт» занимает доминирующее положение на рынках мелкооптовой реализации автомобильных бензинов марок: АИ-98, АИ-95, АИ-92, ДТл. В границах о. Сахалин.

По мелкооптовой реализации автомобильного бензина марки АИ-80 доминирующее положение на территории Сахалинской области занимает АО «Петросах».

ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт» занимая доминирующее положение на рынках мелкооптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива, является поставщиком автомобильного топлива для независимых розничных продавцов автомобильных бензинов и дизельного топлива.

В связи с этим, Сахалинским УФАС России осуществляется постоянный контроль за розничными и мелкооптовыми ценами на нефтепродукты, установленными ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт».

Следует отметить, что не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную и мелкооптовую реализацию нефтепродуктов на территории Сахалинской области, могут занимать доминирующее положение на товарных рынках.

Следовательно, на них не распространяются запреты, предусмотренные ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе, запрет по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в соответствии с поручением ФАС России и указанием Правительства Российской Федерации № ИС-205в от 29.04.2011 года проводит еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты, реализуемых ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт», а также независимых хозяйствующих субъектов (мониторинг проводится выборочным методом).

Кроме того, в соответствии с поручением ФАС России от 15.06.2018 № СП/44327/18 Сахалинское УФАС России проводит ежедневный мониторинг розничных цен на нефтепродукты, реализуемых ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт», а также независимыми хозяйствующими субъектами.

Также антимонопольным управлением проводится ежемесячный мониторинг цен на нефтепродукты, реализуемые ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт», в части соотношения оптовых и розничных цен с закупочными ценами.

При каждом повышении ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт» мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, Сахалинским УФАС России проводится антимонопольное расследование по выявлению причин такого повышения.

По результатам антимонопольного расследования причин повышения мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, в том числе в 2018 году, установлено, что рост мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт», обусловлен ростом закупочных цен.

При этом рост закупочных цен значительно превышает рост мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, установленных ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт».

Необходимо также учесть, что в стоимости автомобильного топлива, реализуемого ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт» на Сахалине, значительная доля транспортной составляющей, поскольку его доставка на Сахалин осуществляется как нефтеналивными судами из портов Приморья в порт Корсаков (дизельное топливо и АИ-92), так и посредством паромной переправы на линии Ванино-Холмск с последующей доставкой топлива по железной дороге до баз хранения Сахалинской области (АИ-80, АИ-98).

По результатам рассмотрения ежемесячно представляемых ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт» оперативных фактических материалов в совокупности критериев статьи 6 Закона «О защите конкуренции» нельзя сделать вывод о том, что цены розничной и мелкооптовой реализации автомобильного топлива превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Согласно проведенным мероприятиям, по состоянию на 13 декабря 2018г., был зафиксирован рост розничных цен на нефтепродукты, реализуемые ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт», по сравнению с началом года (01.01.2018г.), по следующим маркам автомобильного бензина:

- АИ-98 на 0,50 руб. или 1,04%;

- АИ-95 на 0,50 руб. или 1,13%;

- АИ-92 на 0,50 руб. или 1,17%;

- АИ-80 на 0,50 руб. или 1,26%;

- ДТз на 2,80 руб. или 5,94%;

- ДТл на 2,20 руб. или 4,81%.

С 23 октября 2018г. произошел переход на реализацию дизельного топлива зимнего.

В результате этого, 14 ноября 2018г. было зафиксировано повышение розничных цен на дизельное топливо зимнее (на +2,00 руб./л)

В соответствии с проведенным совещанием у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 31.10.2018г № ДК-П9-206пр, было принято решение по установлению уровня индикативных мелкооптовых цен на автомобильное топливо в разрезе субъектов РФ, в том числе и для Сахалинской области.

С 7 ноября 2018 г. ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт» были значительно снижены мелкооптовые цены на автомобильное топливо по некоторым автомобильным маркам, в частности на АИ-95, АИ-92, ДТз, повышение которых по сравнению с началом года (01.01.2018г.) составляет:

- АИ-98 на 2 700 руб./тн или 4,5%;

- АИ-95 на 3 000 руб./тн или 5,5%;

- АИ-92 на 3 090 руб./тн или 5,8%;

- ДТз на 4 270 руб./тн или 7,9%.

На сегодняшний день цены на автомобильное топливо, установленные ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт» соответствуют индикативным ценам для Сахалинской области, определенным Протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 31.10.2018 № ДК-П9-206пр, в том числе, в части установления цен на дизельное топливо зимнее, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.11.2018 № 1329 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами».

Далее, по результатам совещания, состоявшегося 27 ноября 2018 года у Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака, было принято решение о не превышении розничных цен независимых продавцов, более чем на 4% от уровня цен, установленных АЗС ВИНК (на территории Сахалинской области – АЗС ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт»).

В настоящий момент Сахалинским УФАС России проводится анализ формирования розничных цен на автомобильное топливо независимыми хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю нефтепродуктами.

Однако, как уже было отмечено, положение большинства независимых розничных продавцов в силу положений Закона «О защите конкуренции» не может быть признано доминирующими, вследствие чего к ним не могут быть применены меры антимонопольного реагирования при повышении розничных цен на автомобильное топливо.

  • образом, на сегодняшний день по результатам проведенного мониторинга мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, а также представленных материалов, признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Роснефть -Востокнефтепродукт» не выявлены.

 

Антимонопольный орган защищает добросовестных предпринимателей, соблюдающих закон и действующих согласно принципам добросовестной конкуренции, от проявлений монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции со стороны конкурентов; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Такая защита происходит в результате рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдачи предписаний о прекращении таких нарушений, контроль за исполнением таких предписаний и привлечение к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

Следует отметить многочисленные нарушения законодательства о рекламе. К сожалению, типичным является следующий случай.

Сахалинским УФАС рассмотрено дело о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Телекомпания АСТВ» и ООО «Телекомпания АСТВ».

19.04.2018 в эфире телеканала «АСТВ» транслировался рекламный сюжет, содержащий сведения о стоматологической клинике «Радикс».

Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Во время заседания Комиссии Сахалинского УФАС, в присутствии представителя ООО «Лаборатория Радикс» был просмотрен видеоролик, представленный ООО «Телекомпания АСТВ», в котором отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний.

Так же, согласно части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

В рассматриваемом рекламном сюжете метод лечения раскрывается самостоятельным образом: «Уникальная технология «ALL-ON-4» или «все на четырех» описывается, возможность получить зубы за один день, установив всего четыре имплантата. Так же приводятся фото и видео материалы с описанием установки имплантат.

Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом рекламном сюжете рекламируется конкретный метод лечения и диагностики «имплантация зубов» раскрываются преимущества и эффективность данного метода.

Требования ч. 8 ст. 24 ФЗ «О рекламе" распространяются на все без исключения методы профилактики, диагностики и медицинской реабилитации и запрещают их рекламирование.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч. 7, ч. 8 ст. 24 ФЗ "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно полученной информации рекламодателем данного сюжета является ООО «Лаборатория Радикс», рекламораспространителем ООО «Телекомпания АСТВ».

Указанные лица признаны нарушившими части 7 и 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе», в отношении них решается вопрос о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Сахалинским УФАС России выявлено 12 фактов нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

ПАО «Сахалинэнерго» и его должностные лица признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях им назначено административное наказание в виде штрафа за нарушение установленных пунктами 6 и 16 Правил срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, определенных в договоре.

Правомерность действий Сахалинского УФАС России подтверждена Арбитражными судами.

 

Наверх