ДОКЛАД Сахалинского УФАС России с обобщенными результатами правоприменительной практики в сфере антимонопольного контроля за 2023 год.
15 ноября 2023, 14:57
Тип документа:
Доклады

Данный доклад подготовлен в рамках реализации пунктов 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» для информирования хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях соблюдения ими обязательных требований антимонопольного законодательства.

Сахалинское УФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на территории Сахалинской области.

Реализацию полномочий ФАС России осуществляет под девизом: «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России».

Работа в сфере интересов субъектов предпринимательства осуществляется в соответствии с основным принципом Сахалинского УФАС России - обеспечение защиты конкуренции на товарных рынках.

При этом антимонопольный орган защищает добросовестных предпринимателей, соблюдающих закон и действующих согласно принципам добросовестной конкуренции, от проявлений монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции со стороны конкурентов; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Такая защита происходит в результате рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдачи предписаний о прекращении таких нарушений, контроль за исполнением таких предписаний и привлечение к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В целях профилактики нарушений обязательных требований антимонопольного законодательства УФАС по Сахалинской области обобщило практику выявленных в 2023 году нарушений антимонопольного законодательства и ряда административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрены КоАП РФ.

 

В 2023 году Сахалинским УФАС России возбуждено 7 дел о нарушении антимонопольного законодательства из них:

- в отношении органов власти 1 дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», 2 дела по признакам нарушения статьи 17 и 1 дело по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

- по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции») 1 дело.

- по факту заключения антиконкурентного соглашения при участии в торгах (п.2 ч.1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции») 1 дело.

- по факту недобросовестной конкуренции (ч.1 ст. 14.6 Закона «О защите конкуренции») 1 дело.

 

Приведем несколько примеров:

 

В Управление Федерал­ьной антимонопольной службы по Сахалинск­ой области поступило обращение юридическ­ого лица о наличии признаков нарушения антимонопольного зако­нодательства в дейст­виях АО «Управление по обращению с отход­ами», выразившихся в отказе от заключения договора на оказан­ие услуг по обращению с твердыми коммуна­льными отходами.

В ходе анализа матер­иалов дела было уста­новлено, что юридиче­ское лицо направило заявки на заключение договоров по оказан­ию услуг по обращению с твердыми коммуна­льными отходами на производственные учас­тки.

​ Согласно действующ­его законодательства­, отказ от заключен­ия договора регионал­ьным оператором не предусмотрен.

Однако, региональный оператор необоснованно уклонился от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с юридическим лицом, в результате чего, произошло ущемление интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Своими действиями акционерное общество лишило заявителя возможности своевременно и в полном объеме выполнить требования природоохранного законодательства.

Управлением региональному оператору по обращению с ТКО было выдано предупреждение о прекращении действий, в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Хозяйствующим субъектом предупреждение не исполнено, в результате чего, Сахалинское УФАС России возбудило дело №065/01/10-717/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п.5 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции». Данное дело находится на стадии рассмотрения.

 

Сахалинским УФАС России было возбуждено дело № 065/01/14.6-298/2023 в отношении индивидуального предпринимателя по признакам нарушения ч. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции.

Также в адрес Сахалинского УФАС России поступила жалоба ООО «Сах.ком» по факту использования товарного знака и фирменного наименования индивидуальным предпринимателем, сходного до степени смешения с товарным знаком, право на который принадлежит заявителю.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что индивидуальный предприниматель совершил действия при осуществлении предпринимательской деятельности по оказанию услуг в области рекламы, путем размещения и/или распространения объявлений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», способные вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта- конкурента ООО «Сах.ком», выразившиеся в незаконном использовании в доменном имени обозначений, сходных до степени смешения с товарным знаком и фирменным наименованием ООО «Сах.ком», что может принести убытки последнему.

По результатам рассмотрения дела Комиссия Сахалинского УФАС России признала индивидуального предпринимателя нарушившим требования ч. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции, а также было выдано обязательное для исполнения предписание.

 

Важным условием для возбуждения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции» является предварительная выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в порядке, предусмотренном статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции».

Целью указанного предупреждения является пресечение действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства возможно лишь в случае неисполнения такого предупреждения.

В 2023 году Сахалинским УФАС России выдано 7 предупреждений по статье 15 Закона «О защите конкуренции», из них 2 на стадии исполнения, 1 не исполнено в результате чего, возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В 2023 году Сахалинским УФАС России выдано 2 предупреждения по статье 10 Закона «О защите конкуренции», из них 1 исполнено, 1 не исполнено в результате чего, возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Приведем пример.

 

Сахалинским УФАС России были рассмотрены заявления двух хозяйствующих субъектов о нарушении антимонопольного законодательства со стороны АО «Гидрострой» на рынке предоставления (оказания) услуг по подъему-спуску краном, на услугу по стоянке судов на пирсе на территории морского терминала Курильск морского порта Невельск.

Антимонопольным органом было установлено, что АО «Гидрострой» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на указанном рынке, при этом АО «Гидрострой» осуществляло оказание вышеназванных услуг разным хозяйствующим субъектам по различным ценам, что противоречит требованиям пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Управление, в соответствии с Законом о защите конкуренции выдало АО «Гидрострой» предупреждение о прекращении действий, в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В адрес Сахалинского УФАС России от АО «Гидрострой» поступила информация, согласно которой действия, послужившие основанием для выдачи предупреждения прекращены, а в отношении двух хозяйствующих субъектов произведен перерасчет до тарифов, установленных для иных лиц.

В связи с вышеизложенным, предупреждение выданное Сахалинским УФАС России исполнено в полном объеме.

 

В 2023 году Сахалинским УФАС России возбуждено 16 дел по факту нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 - ФЗ «О рекламе», по девяти из которых, хозяйствующие субъекты признаны нарушившими нормы данного закона.

 

Приведем примеры.

Решением по делу № 065/05/28-58/2023 реклама:

- «ДЕНЬГИ ДЛЯ ВСЕХ» ЗАЙМЫ наличными здесь за 5 минут. г. Оха, ул. Дзержинского 36, 2 этаж. ЗАЙМ: «ДО ЗАРПЛАТЫ», ЗАЙМ: «КРЕДИТЫ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ», ЗАЙМ: «КРЕДИТЫ ДЛЯ ГОССЛУЖАЩИХ», ЗАЙМ: «ПОД ЗАЛОГ ПТС». сберегательная программа «второй доход», сберегательная программа: «престиж». Тел.: 8-924-880- 46-75. НАША ЭНЕРГИЯ – ВАШЕМУ КАПИТАЛУ!»

- «ДЕНЬГИ ДЛЯ ВСЕХ» www.vsem-dengi.ru ЗАЙМ: «ДО ЗАРПЛАТЫ», ЗАЙМ: «КРЕДИТЫ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ», ЗАЙМ: «КРЕДИТЫ ДЛЯ ГОССЛУЖАЩИХ», ЗАЙМ: «ПОД ЗАЛОГ ПТС». сберегательная программа «второй доход», сберегательная программа: «престиж»

признана недостоверной, несоответствующей требованиям Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», а именно пункту 2 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28.

Данная реклама, не содержит полного наименования лица, оказывающего финансовые услуги. Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама, не отвечает требованию части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Использование в рекламе: «ЗАЙМ «ПОД ЗАЛОГ ПТС», не соответствует действительности, поскольку фактически деньги могут выдаваться под залог автомобиля.

 

Сахалинским УФАС России было возбуждено дело № 065/05/7-566/2023 в отношении индивидуального предпринимателя по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 - ФЗ «О рекламе».

Также в Управление поступило обращение департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска администрации города Южно-Сахалинска по вопросу размещения индивидуальным предпринимателем на фасаде магазина в г. Южно-Сахалинске следующего содержания:

- одноразовые электронные сигареты, жидкости, табак для кальянов, картриджные системы. Кроме этого, на входных дверях размещается информация: кальяны, вейпы, жидкости, электронные сигареты.

- также на оконном проеме магазина размещено изображение сигареты с дымом, с указанием «STOP SMOKING», а также электронной сигареты, с указанием «START VAPING».

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

Решением, Комиссия Сахалинского УФАС России признала данную рекламу ненадлежащей и несоответствующей требованиям пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе. Ввиду того, что спорная реклама была демонтирована, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено. Таким образом, основания для выдачи предписания отсутствовали.

 

В 2023 году Сахалинским УФАС России было возбуждено 33 дела об административном правонарушении по факту нарушения субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (Часть 1 статья 9.21 КоАП РФ).

 

Сахалинским УФАС России в 2023 году было возбуждено 98 дел об административных правонарушениях, вынесено 52 постановления об административных правонарушениях.

Наложено административных штрафов на общую сумму 3 243 000 рублей, из которых оплачено 1 469 000 рублей. Привлечено к ответственности 20 должностных лиц, 16 юридических лиц.

Наверх