ДОКЛАД Сахалинского УФАС России с обобщенными результатами правоприменительной практики отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации за 2023 год.
15 ноября 2023, 14:55
Тип документа:
Доклады

В рамках своих полномочий Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы осуществляют контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары и услуги в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

Согласно поручению ФАС России от 14.10.2022 № МШ-11-ПРК/22 анализ информации об изменениях цен на социально значимые товары и услуги и возникновении их дефицита в целях контроля за ситуацией на социально значимых товарных рынках в части возможного злоупотребления доминирующим положением на соответствующем товарном рынке либо наличия запрещенных антимонопольным законодательством соглашений, согласованных действий участников соответствующих товарных рынков производится на основе поступивших обращений, в том числе на «горячую линию».

Территориальным органам ФАС России поручено ежедневное размещение информации о поступивших обращениях (материалах) о существенном повышении цен на товары и услуги и о возникновении их дефицита, в том числе об обращениях, поступивших на «горячую линию», а также о принятых мерах антимонопольного реагирования посредством заполнения формы в системе ЕИАС для целей сбора информации ФАС России.

Что касается цен на продовольственные и непродовольственные товары в рознице, необходимо отметить, что розничные рынки торговли продовольственными и непродовольственными товарами являются низкоконцентрированными, с развитой конкурентной средой, на которых отсутствуют хозяйствующие субъекты, обладающие признаками занимающих доминирующее положение.

Кроме того, как уже было отмечено, в силу положений частей 2.1 и 2.2 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подавляющее большинство хозяйствующих субъектов, действующих на розничных рынках торговли продовольственными и непродовольственными товарами в Сахалинской области, не может быть признано занимающими доминирующее положение (учредителем юридического лица является физическое лицо или несколько физических лиц, юридическое лицо и ИП не входит в группу лиц с иными организациями, размер выручки за предыдущий год не превышает 800 миллионов рублей).

В соответствии с поручением ФАС России от 27.03.2023 № ТН/22279/23 Сахалинским УФАС России был осуществлен сбор информации от хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Сахалинской области розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (в разрезе муниципальных образований), с последующим автоматизированным расчетом их долей в общем объеме реализованных продовольственных товаров торговыми сетями (в границах муниципальных образований Сахалинской области) ФАС России.

По результатам автоматизированного расчета долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Сахалинской области розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети установлено, что торговые сети, занимающие доминирующее положение на рынке розничной торговли продовольственными товарами, на территории Сахалинской области отсутствуют.

В текущем году в Сахалинского УФАС России поступило 1 письменное обращение по вопросу цен на продовольственные товары (мясо кур в торговых сетях). По результатам рассмотрения обращения в адрес заявителя направлен ответ, признаки нарушения антимонопольного законодательства не выявлены, в связи с отсутствием в регионе торговых сетей, занимающих доминирующее положение.

В Сахалинском УФАС России организована «Горячая линия» для приема звонков по вопросам роста цен на социально значимые товары и услуги. Информация о работе «Горячей линии» содержится на главной странице официального сайта Сахалинского УФАС России https://sahalin.fas.gov.ru/.

Вся поступившая на «горячую линию» информация ежедневно передается в Федеральную антимонопольную службу путем заполнения google-таблицы.

В истекшем периоде 2023 года звонков на «горячую линию» по вопросам цен на социально значимые продовольственные товары не поступало.

Касательно проведения проверок, в том числе в отношении розничных продавцов продовольственных товаров, необходимо отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - Постановление № 336) предусмотрены существенные ограничения в 2023 году на проведение плановых и внеплановых проверок и иных контрольных мероприятий при осуществлении видов государственного контроля (надзора).

При этом следует учитывать, что ограничения на проведение проверок и иных контрольных мероприятий, установленные Постановлением № 336, распространяются на осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Внеплановые контрольные мероприятия и проверки в 2022 году, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным Законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проводятся исключительно при наличии оснований, указанных в пункте 3 Постановления № 336, а именно:

- при наличии поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации (принятого после вступления в силу Постановления № 336 и согласованного с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации);

- при наличии требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

  • отсутствие перечисленных оснований проводить внеплановые контрольные мероприятия и проверки не допускается, в том числе в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Сахалинским УФАС России проводится также ряд мониторингов цен на автомобильное топливо.

В частности, целях контроля за ценами на автомобильное топливо в соответствии с поручением ФАС России от 24.12.2022 № МШ-14-ПРК/22 Сахалинское УФАС России проводит еженедельный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо (АИ-92, АИ-95 и ДТ).

С 21.09.2023 во исполнение Поручения Президента Российской Федерации и поручений Правительства Российской Федерации на основании п. 7 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новака от 15.09.2023 № 25пр-П51-АН, п. 5 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новака от 04.10.2023 № 34пр-П51-АН, а также на основании поручения ФАС России Сахалинским УФАС России осуществляется ежедневный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо (АИ-92, АИ-95 и ДТ).

Ежедневный мониторинг розничных цен на автомобильное топливо проводится в отношении ООО «Востокнефтепродукт», занимающего доминирующее положение на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в границах девяти муниципальных образований Сахалинской области, а также в отношении ряда иных розничных продавцов автомобильного топлива, действующих на территории Сахалинской области (выборочным методом).

Как уже было отмечено, в силу положений частей 21 и 22 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ряд хозяйствующих субъектов, действующих на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива, не может быть признан занимающими доминирующее положение (учредителем юридического лица является физическое лицо (физические лица), юридическое лицо и ИП не входит в группу лиц с иными организациями, размер выручки за предыдущий год не превышает 800 млн. руб.).

Таким образом, не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную и мелкооптовую реализацию нефтепродуктов на территории Сахалинской области, могут занимать доминирующее положение на товарных рынках, ввиду того, что не попадают под критерии статьи 5 Закона «О защите конкуренции».

Следовательно, на них не распространяются запреты, предусмотренные ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе, запрет по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара, предусмотренный пунктом 1 части 1 указанной статьи закона.

Мелкооптовую реализацию автомобильного топлива в Сахалинской области осуществляют ООО «Востокнефтепродукт» (г. Хабаровск), ООО «Хабаровская топливная компания» (г. Хабаровск) и АО «Петросах» (региональный производитель АИ-92), в отношении которых проводится ежедневный мониторинг мелкооптовых цен на АИ-92, АИ-95 и ДТ.

Основным поставщиком автомобильного топлива в Сахалинскую область является ООО «Востокнефтепродукт».

ООО «Востокнефтепродукт» приобретает автомобильное топливо по прямым договорам, заключенным с ПАО «НК «Роснефть» и АО «ННК».

Фиксируемый в октябре-ноябре рост средних розничных цен на дизельное топливо обусловлен началом реализации ООО «Востокнефтепродукт» и ООО «Хабаровская топливная компания» дизельного топлива зимнего, приобретенного по цене, превышающей цену закупки дизельного топлива летнего.

При этом, с 08.11.2023 произошло снижение отпускной цены на дизельное топливо зимнее, реализуемое ООО «Востокнефтепродукт» с Корсаковской базы нефтепродуктов на 2000 руб./т (с 102400 руб./т до 100400 руб./т) или на 2,0%.

Также, в конце октября произошло снижение мелкооптовой цены на автомобильный бензин АИ-95, реализуемый ООО «Востокнефтепродукт», в том числе, иным региональным розничным продавцам топлива, на 8400 руб./т или на 9,3%. Также в период с 27.10.2023 зафиксировано снижение средней мелкооптовой цены на автомобильный бензин АИ-92, реализуемый ООО «Востокнефтепродукт», на 950 руб./т (с 84950 руб./т до 84050 руб./т) или на 1,8%.

В силу островного положения региона, ООО «Востокнефтепродукт» является основным мелкооптовым поставщиком автомобильного топлива для иных розничных продавцов автомобильного топлива на о. Сахалин, розничные цены которых зависят от мелкооптовых цен указанного Общества.

  • касается розничной торговли автомобильным топливом, следует отметить, что по результатам проведенных Сахалинским УФАС России исследований установлено, что на товарных рынках розничной торговли автомобильными бензинами и дизельным топливом доминирующее положение в географических границах девяти муниципальных образований Сахалинской области занимает ООО «Востокнефтепродукт» с долей более 50%.

На территории Сахалинской области действуют 22 АЗС, принадлежащие ООО «Востокнефтепродукт», на которых осуществляется реализация собственного автомобильного топлива, приобретенного по прямым договорам с ПАО НК «Роснефть» и АО «ННК».

Средние розничные цены ООО «Востокнефтепродукт» на текущую дату составляют:

- автомобильный бензин АИ-92 - 54,2 руб./л;

- автомобильный бензин АИ-95 - 56,27 руб./т;

- дизельное топливо – 71,59 руб./л.

Не смотря на приобретение дизельного топлива зимнего по цене, значительно превышающей цену дизельного топлива летнего, ООО «Востокнефтепродукт» реализует в розницу дизельное топливо зимнее по цене, не превышающей розничную цену дизельного топлива летнего.

Рост розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое в Сахалинской области ООО «Востокнефтепродукт», с начала 2023 г. не превышает уровень инфляции и составляет порядка 4%:

- АИ-92 + 2,05руб./л или 4,0%;

- АИ-95 +2,10 руб./л или 3,98%;

- ДТз +2,70 руб./л или 3,99%.

При этом рост закупочных цен на автомобильное топливо, приобретенное по прямым договорам с ПАО «НК «Роснефть» и АО «ННК», с начала 2023 года значительно превысил рост розничных цен.

В связи со снижением ООО «Востокнефтепродукт», начиная с 03.11.2023 зафиксировано снижение розничных цен на АЗС ООО «Топливная компания «Восток» (г. Холмск):

- на АИ- 92 на 1,4 руб./л (с 70,1 руб./л до 68,7 руб./л) или на 2%;

- на АИ- 95 на 2,9 руб./л (с 75,2 руб./л до 72,3 руб./л) или на 3,9%.

С 09.11.2023 зафиксировано снижение розничных цен на АЗС ИП Федоровой Е.В. (г. Холмск):

- на АИ- 92 на 1,3 руб./л (с 69,4 руб./л до 68,1 руб./л) или на 1,9%;

- на АИ- 95 на 3,5 руб./л (с 75,1 руб./л до 71,6 руб./л) или на 4,7%.

С 11.11.2023 на АЗС ИП Гвон Ен Дин (г. Углегорск) снизилась розничная цена на АИ-95 на 1,0 руб./л (с 78,0 руб./л до 77,0 руб./л) или на 1,3%.

С 13.11.2023 на АЗС ИП Шутенко Д.Н. (Анивский р-н) произошло снижение розничных цен на автомобильные бензины:

- на АИ- 92 на 2,0 руб./л (с 69,0 руб./л до 67,0 руб./л) или на 2,9%;

- на АИ- 95 на 2,0 руб./л (с 73,0 руб./л до 71,0 руб./л) или на 2,7%.

Также с 13.11.2023 у ИП Ким Мен Сик (г. Томари) снизилась розничная на АИ-95 на 2 руб./л (с 76 руб./л до 74 руб./л) или на 2,6%.

С 15.11.2023 снижение на АИ-95 на АЗС ИП Шунько Е.В. на 4,5 руб./л (с 71,5 руб./л до 67,0 руб./л) или на 6,3%.

При каждом повышении мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо субъектами мониторинга, Сахалинским УФАС России проводится антимонопольное расследование по выявлению причин такого повышения. В адрес субъектов мониторинга Сахалинским УФАС России направляются запросы о представлении информации о причинах повышения цен с приложением подтверждающих документов.

Субъекты мониторинга, у которых зафиксировано повышение цен, представляют в антимонопольный орган необходимые документы и сведения для последующего анализа на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам антимонопольного расследования причин роста мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо в 2023 году, в ходе которого проводился анализ представленных субъектами мониторинга документов и сведений, установлено, что повышение мелкооптовых и розничных цен реализации автомобильных бензинов, а также дизельного топлива обусловлено увеличением закупочных цен.

Согласно документированной информации, представленной ООО «Востокнефтепродукт», рост розничных цен на автомобильное топливо не превышает рост закупочных цен с учетом транспортных расходов.

У иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю автомобильным топливом на территории Сахалинской области, увеличение розничных цен также обусловлено ростом закупочных цен.

Также Сахалинским УФАС России проведен анализ калькуляций розничных цен на автомобильное топливо, представленных субъектами мониторинга в соответствии с направленными запросам. Фактов необоснованного формирования цен, т.е. высокого уровня прибыли, не выявлено

Таким образом, на сегодняшний день по результатам проведенного мониторинга розничных цен на автомобильное топливо, а также представленных материалов, признаки нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высоких розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое в Сахалинской области, в действиях хозяйствующих субъектов – розничных продавцов не усматриваются.

В случае необоснованного увеличения мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива, либо наличия иных признаков нарушения антимонопольного законодательства, Сахалинским УФАС России будут приняты меры антимонопольного реагирования.

При выявлении фактов установления необоснованно высоких розничных цен на автомобильное топливо хозяйствующими субъектами, которые в силу норм закона «О защите конкуренции» не занимают доминирующее положение на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива, информация о таких фактах будет направляться в адрес Губернатора Сахалинской области, а также в органы Прокуратуры.

Также, в целях недопущения необоснованного роста розничных цен на автомобильное топливо в Сахалинской области, Сахалинским УФАС России в адрес 19 розничных продавцов автомобильного топлива направлены рекомендательные письма о применении политики ответственного ценообразования, в том числе о необходимости снижения розничных цен при снижении цен закупки.

Кроме того, Сахалинским УФАС России в адрес Губернатора Сахалинской области направлено письмо об оказании содействия в исполнении поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по снижению розничных цен на автомобильное топливо на АЗС региона и достижению по итогам года уровня роста цен на автомобильное топливо, не превышающего уровень инфляции, с привлечением к работе Глав муниципальных образований.

Всего в текущем году в Сахалинское УФАС России поступило 22 обращения по вопросам розничных цен на автомобильное топливо. По результатам рассмотрения обращений в адрес заявителей направлены ответы, признаки нарушений антимонопольного законодательства не выявлены.

В соответствии с поручением ФАС России от 09.08.2022 № ВК/75150/22 «О возобновлении еженедельных заседаний штабов при ТУ ФАС России в дополнение к поручению ФАС России от 01.04.2021 № МШ/25036/21 «Об усилении контроля ценовой ситуации на розничных рынках нефтепродуктов» возобновлена работа оперативного штаба по мониторингу ситуации по топливообеспечению в Сахалинской области и принятию мер совместно с Министерством энергетики Сахалинской области и ООО «Востокнефтепродукт», являющимся основным поставщиком автомобильного топлива в Сахалинскую область и владеющим 22 АЗС в регионе.

Заседания оперативного штаба проводятся еженедельно по вторникам. В ходе проводимых заседаний оперативного штаба, рассматриваются вопросы топливообеспечения Сахалинской области, в том числе количество остатков топлива на нефтебазах, мелкооптовые и розничные цены на топливо, результаты мониторинга цен на автомобильное топливо и другие вопросы.

Информация о принятых решениях на заседаниях оперативного штаба, а также об изменениях розничных цен на автомобильное топливо и его остатках на нефтебазах, еженедельно направляется в окружное управление ФАС России, которым на постоянной основе проводятся совещания с Федеральной антимонопольной службой по вопросам топливообеспечения Дальневосточного федерального округа.

Наверх