ДОКЛАД Сахалинского УФАС России с обобщенными результатами правоприменительной практики в сфере антимонопольного контроля, государственных закупок
04 марта 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

Сахалинского УФАС России

с обобщенными результатами правоприменительной практики в сфере антимонопольного контроля

 

Данный доклад подготовлен в рамках реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» для информирования хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях соблюдения ими обязательных требований антимонопольного законодательства.

21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным издан Указ №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Этим указом утвержден «Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы»

Эти документы являются документами стратегического планирования и восходят к статьям 8 и 34 Конституции Российской Федерации, которыми гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности в Российской Федерации и признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В целях реализации государственной политики по развитию конкуренции Правительством РФ будут определяться перечни субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих иные регулируемые виды деятельности, утверждение инвестиционных программ которых и рассмотрение отчетов об исполнении указанных программ будет осуществлять Правительство Российской Федерации.

Таким образом, деятельность субъектов естественных монополий занятых в сферах

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

становится прозрачной, правительство может увидеть, каким образом субъекты расходуют полученные в результате тарифного регулирования средства направленные на развитие деятельности, расширение инфраструктуры, сможет понять, нужно ли индексировать тарифы, а может быть и уменьшить.

Правительство обеспечит принятие правил недискриминационного доступа на товарные рынки услуг общедоступной почтовой связи и портов, предоставляемых субъектами естественных монополий.

Указанное в отношении портов очень актуально для Сахалинской области, Сахалинское УФАС России видит угрозу экономике в действиях монополистов, распоряжающихся инфраструктурой портов, допускаются действия по монополизации смежных рынков, например грузовых перевозок автотранспортом, создаются условия ограниченного доступа к услугам СЕМ в портах, дискриминационные условия по очередности получения таких услуг.

Сахалинское УФАС рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении таких субъектов, информация о фактах нарушений поступает постоянно.

Президентом поставлена задача по утверждению планов мероприятий по развитию конкуренции на 2018 - 2020 годы и ожидаемых результатов развития конкуренции; утверждению планов мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Нужно отметить, что переход от состояния естественных монополий к свободному рынку позволит в некоторых случаях снизить контрольную нагрузку от государства в отношении небольших хозяйствующих субъектов.

Это актуально, например, при доставке грузов на Курильские острова морским транспортом. Фактически каждый хозяйствующий субъект, занятый погрузкой разгрузкой грузов в порту является СЕМ, деятельность которого подлежит государственному регулированию, в том числе и ценовому.

В соответствии с приказом ФАС России №823/18 от 18.06.2018 «Об утверждении Реестра тем общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы» Сахалинское УФАС России является исполнителем по теме «Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства Российской Федерации при рассмотрении дел по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» субъектами естественной монополии в портах».

В рамках реализации темы специализации Сахалинским УФАС России была сформирована практика в части доказывания нарушений части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 39 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Таким образом, квалификация действий хозяйствующего субъекта как нарушение указанного запрета связана с установлением факта обладания хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Статьей 3 Закона «О естественных монополиях» определено, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На основании абзаца 5 пункта 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Вместе с тем, Законом «О естественных монополиях» не определены виды деятельности хозяйствующих субъектов, которые составляют сферу услуг в портах.

Таким образом, антимонопольному органу при квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушение статьи 10 Закона «О защите конкуренции» необходимо определить тот факт, что его деятельность входит в указанную сферу.

Решить эту проблему удается следующим способом.

На основании части 1 статьи 5 Закона «О естественных монополиях» для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях относится к основным функциями ФАС России и её территориальных органов.

На основании статьи 6 Закона «О естественных монополиях» одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги.

Так же Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, который включает:

1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам

3. Обеспечение лоцманской проводки судов

4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации

5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков

6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему

7. Предоставление причалов

8. Обеспечение экологической безопасности в порту

9. Погрузка и выгрузка грузов

10. Хранение грузов

11. Услуги буксиров

12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах

13. Обслуживание пассажиров.

Таким образом, услуги, поименованные в указанном перечне, составляют сферу деятельности субъектов естественных монополий – услуги в портах.

Анализ хозяйственной деятельности того или иного предприятия проводился на основании договоров, кодов ОКВЭД, указанных в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, приказов по основным видам деятельности в том числе по установлению цен на услуги.

Одним из спорных вопросов, при установлении статуса субъекта, явился вопрос о зависимости статуса субъекта естественной монополии от нахождения сведений о таком субъекте в реестре субъектов естественных монополий.

Сахалинское УФАС России опирается на установленный в Законе «О естественных монополиях» понятийный аппарат согласно которому: «субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии», то есть закон не связывает понятие субъекта естественной монополии с нахождением сведений о нем в каком-либо реестре.

Указанная позиция поддержана арбитражными судами.

Опираясь на указанную правовую позицию Сахалинским УФАС России установлен статус субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность в портах Сахалинской области как субъектов естественных монополий при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в 2017-2018 годах.

При исследовании действий хозяйствующих субъектов как нарушения установленного порядка ценообразования сделан анализ правовых актов и предложена модель добросовестного поведения хозяйствующих субъектов, которая может быть использована для целей антимонопольного комплаенса.

В основном хозяйствующие субъекты связывают отсутствие законных оснований для тарифного регулирования деятельности обществ по причине отсутствия сведений об обществе в реестре субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах.

Данный подход не основан на законе.

На основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании пункта 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 №950, государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в портах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанный перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии в сфере услуг в портах.

Пунктом 16 постановления №293 установлено, что порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.

Для целей ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах, применяется Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденный приказом ФСТ России от 24.06.2009 №135-т/1.

Указанным приказом предусмотрен заявительный порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа либо об отказе от ценового регулирования.

Таким образом, принимая во внимание императивное указание Закона «О естественных монополиях» о ценовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий, отсутствие в законе связи статуса субъекта естественной монополии с нахождением в реестре, на субъект естественной монополии накладывается обязанность вести хозяйственную деятельность по ценам (тарифам) определенным в результате государственного регулирования или по свободным ценам (тарифам) в случае отказа органа регулирования от регулирования тарифов.

В таком случае, хозяйствующий субъект осуществляющий деятельность, поименованную в перечне услуг субъектов естественных монополий в портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденном Постановлением №293,обязан обратиться в орган регулирования тарифов – ФАС России, которая принимает решение о включении указанного субъекта в реестр субъектов естественных монополий и в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.

В случае отказа ФАС России от регулирования деятельности такого хозяйствующего субъекта, уровень регулирования, в соответствии с Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, переходит к полномочиям Региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации (в нашем случае - Сахалинской области) в которую и должен обратиться хозяйствующий субъект с заявлением о принятии решения о регулировании.

В случае отказа от регулирования Региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации хозяйствующий субъект вправе установить цены самостоятельно.

Существует так же определенная позиция, при которой хозяйствующий субъект, получивший права на имущество, используемое в сфере деятельности субъекта естественной монополии, вправе применять тарифы, установленные ранее для предыдущего собственника (пользователя) этого имущества, вплоть до установления тарифов или отказа от регулирования.

По мнению Сахалинского УФАС России следует признавать добросовестным поведение хозяйствующего субъекта при котором после обращения в орган регулирования им применяются расценки на услуги субъекта естественной монополии в том размере, в котором запрошено разрешение органа регулирования.

Решения Сахалинского УФАС России размещены на сайте, находятся в доступе правовой системы «КонсультантПлюс».

 

 

Сахалинское УФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на территории Сахалинской области.

Реализацию полномочий ФАС России осуществляет под девизом: «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России».

Работа в сфере интересов субъектов предпринимательства осуществляется в соответствии с основным принципом Сахалинского УФАС России - обеспечение защиты конкуренции на товарных рынках.

 

Антимонопольный орган защищает добросовестных предпринимателей, соблюдающих закон и действующих согласно принципам добросовестной конкуренции, от проявлений монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции со стороны конкурентов; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Такая защита происходит в результате рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдачи предписаний о прекращении таких нарушений, контроль за исполнением таких предписаний и привлечение к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Одним из значимых дел в 2018 году явилось дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по заявлению индивидуальных предпринимателей, действующих на рынке автомобильных грузовых перевозок из/в порт Корсаков Сахалинской области, заявления поступали, в том числе, из транспортной прокуратуры Сахалинской области.

Ответчиком явилось Акционерное общество «Корсаковский морской торговый порт» (ИНН 6504020825, ОГРН: 1026500781922, адрес: 694020, Сахалинская область, Корсаковский район, г. Корсаков, ул. Портовая, д. 10).

Суть нарушения: АО КМТП, являясь субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг в морском порту Корсаков, для обеспечения своей деятельности утвердило Положение «О пропускном и внутриобъектовом режиме АО КМТП, исполнение которого предписано всем хозяйствующим субъектам для допуска в порт.

Положением АО «КМТП» установлен ряд требований к порядку пропуска автотранспорта:

Проезд автотранспорта через КПП осуществляется только при наличии пропусков установленного образца при наличии у водителя документов, удостоверяющих личность, водительского удостоверения, материального пропуска.

Транспорт, следующий через КПП, подлежит обязательной проверке работником охраны.

Установлены обязанности водителей при прибытии на КПП.

Высадить пассажиров из автомобиля, остановить транспортное средство и поставить его на стояночный тормоз, выйти из кабины, предъявить документы, удостоверяющие личность и пропуск;

Предъявить документы на транспорт и перевозимый груз;

Подготовить транспортное средство к проверке на наличие перевозимого груза и пассажиров;

Беспрекословно выполнять правомерные требования сотрудников охраны по соблюдению правил, установленных Положением.

Как было установлено Сахалинским УФАС России, на территории порта услуги по перевозке грузов, в том числе, осуществляло ООО «Порт-Гарант», являющееся аффилированным лицом с субъектом естественной монополии- АО КМТП.

В ходе рассмотрения дела, в том числе, в результате изучения доказательств – видеозаписей, представленных заявителем, было установлено, что водители автомобилей ООО «Порт-Гарант» требования Положения не исполняли, автомобили досмотру со стороны АО КМТП не подвергались.

Несоблюдение требований Положения в отношении автомобилей ООО «Порт-Гарант» создавало условия меньших временных затрат для доступа в порт, поставив ООО «Порт-Гарант» в преимущественные условия на рынке грузовых перевозок. Время прохождения пункта досмотра АО КМТП автомобилями ООО «Порт-Гарант» было уменьшено по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, поэтому автомобили ООО «Порт-Гарант» за время работы порта могли совершить большее количество рейсов, связанных с прохождением пункта досмотра, что позволяет получить большую прибыль от хозяйственной деятельности.

Данные обстоятельства вели к планомерному вытеснению с рынка конкурирующих перевозчиков и монополизации смежного рынка через аффилированную компанию.

Указанные действия нарушают запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом сформирована практика доказывания с применением видеозаписей нарушения. Использование данного вида доказательств позволяет эффективнее устанавливать событие нарушения и может быть рекомендована к использованию территориальными органами;

В рамках рассмотрения дела выявлены обстоятельства при которых субъект естественной монополии, действующий в сфере услуг субъекта в морском порту, оказывал влияние на смежный рынок предоставления транспортных услуг автомобильным транспортом, связанный с перевозкой грузов из/в порт Корсаков, иными хозяйствующими субъектами. АО КМТП, пользуясь своим положением, предпринимало действия, направленные на планомерное вытеснение с рынка конкурирующих перевозчиков и монополизации смежного рынка через аффилированную компанию.

 

В результате планомерной работы в 2018 году Сахалинским УФАС России выявлено 12 фактов нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

ПАО «Сахалинэнерго» и его должностные лица признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях им назначено административное наказание в виде штрафа за нарушение установленных Правилами требований к срокам осуществления мероприятий по технологическому присоединению, определенных в договоре.

Правомерность действий Сахалинского УФАС России подтверждена Арбитражными судами в 2019 году.

 

В 2018 году Сахалинским УФАС России непрерывно проходило совершенствование системы управления качеством в соответствии со стандартом ISO 9001:2015

Проведен внутренний аудит документов системы управления качеством.

В ходе внутреннего аудита анализировалась работа Управления с целью улучшения деятельности и обеспечения прочной основы для устойчивого развития. Фиксируется достаточное обеспечение ресурсами, необходимыми для функционирования системы менеджмента качества (инфраструктура, среда, база знаний, компетентность сотрудников, осведомленность, коммуникации). Отмечено недостаточное количество персонала для обеспечения устойчивого развития. Вместе с этим подтверждается комплексное развитие компетенций оперативного управления и планирования, оценки результатов деятельности, постоянный мониторинг и внутренний аудит (ежедневное, еженедельное, квартальное, полугодовое, отчетное) равномерно с 2016 года.

Установлена необходимость внесения изменений в Руководство по качеству системы менеджмента качества Сахалинского УФАС России в связи с модернизацией Системы ISO 9001:2015 в 2018 году. Необходимо улучшение менеджмента по критериям мотивации к качеству через систему цель – результат – стимулирование.

В результате проведения внешнего аудита система менеджмента качества Сахалинского УФАС России признана соответствующей требованиям международного стандарта ISO 9001:2015.

 

Правоприменительная практика Сахалинского УФАС России за 2018 – 1 квартал 2019 в сфере контроля законодательства о закупках (Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе).

1. Работа Сахалинского УФАС России по рассмотрению жалоб участников закупок.

За период с 01.01.2019 по 29.03.2019, в Сахалинское УФАС России поступило 68 жалобы от участников закупок на действия уполномоченных органов и государственных (муниципальных) заказчиков, из них: те которые рассмотрены по существу, возвращены, отозваны, а так же, которые находятся в стадии рассмотрения:

По итогам рассмотрения этих жалоб:

- 22 признано необоснованными;

- 30 признано обоснованными (в том числе частично обоснованными);

- 10 возвращено;

- 0 отозвано;

- 6 находятся в стадии рассмотрения.

 

Проверки в 2018 году

 

По жалобам - 447 Внеплановые проверки - 104

Выявлено нарушений – 166 Выявлено нарушений - 47

Выдано предписаний - 116 Выдано предписаний - 34

 

Возбуждено дел об административном правонарушении – 212, на сумму 2,516,3 мил.

 

В 2019 году, как и в 2018 г., основные причины установленных нарушений по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок позволяют сделать вывод о возможно низком уровне исполнительской дисциплины, несоблюдение требований законодательства в сфере закупок, и наконец, самым, наверное главным фактором, допускаемых нарушений может служить постоянно меняющееся законодательство РФ в сфере закупок, при этом заказчики не всегда отслеживают эти изменения, и как правило, формируют документацию, в редакции Закона, до вступления изменений.

Анализ практики Сахалинского УФАС России по рассмотрению жалоб участников закупок на действия уполномоченных органов и государственных (муниципальных) заказчиков показал, что нарушения допускаемые заказчиками не уменьшаются, и:

Попрежнему наиболее часто встречающимися нарушениями по- являются:

Первое: при описании объекта закупки, а именно излишнее установление требований к характеристикам материалов, которые будут использоваться при выполнение работ, в частности установление таких показателей к материалам которые приводит к созданию необоснованных препятствий для участников закупки и не несут в себе функционального, технического или качественного назначения, а также характеристики ктороые станут известны по результатам испытаний.

По этому поводу имеется официальная позиция ФАС России отраженная в письмах.

 

Вторые нарушения, которое допускают заказчики – это работа закупочных комииссий, которая приводит к необоснованным отказам в допуске участников закупок, либо наоборот в незаконном допуске.

 

Третье нарушение связано с проведением закупок на строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, а именно размещение закупочной документации без проектной документации, либо когда проектная документация размещена не в полном объеме.

С начала 2018 года в Сахалинское УФАС России поступило порядка 20 обращений на действия (бездействия) заказчиков связанных с размещением извещений о закупках, когда проектная документация размещена не в полном объеме, либо в отсутствие проектных документаций.

 

Как показывает практика на муниципальном уровне допущенные нарушения, в большей степени, являются следствием постоянно меняющегося законодательства РФ в сфере закупок, в том числе отсутствием технических навыков работы на официальном сайте (ЕИС).

Так, муниципальные заказчики при подготовке аукционной, конкурсной документации не могут сформировать весь перечень необходимых для выполнения работ или перечень качественных, технических характеристик товаров, работ, услуг, а зачастую они вообще отсутствуют, что не только нарушает Закон о контрактной системе, но и дает возможность для поля деятельности недобросовестных поставщиков стремящихся получить выгоду для себя в ущерб интересов заказчика выступающего в лице государства. Возникает множество проблем и при формировании предмета закупки, что ведет к объединению в одной закупке различных товаров, работ и услуг.

 

  • продолжается тенденция, когда заявители жалоб пользуются своим правом на подачу жалобы, как механизм давления и воздействия на заказчика в целях принятия им решения необходимого и выгодного для участника закупки или даже получения денежного вознаграждения (об этом часто говорят представители заказчиков, уполномоченные органы при рассмотрении жалоб), тогда жалоба будет отозвана. Такие жалобы поступают на крупные закупки свыше 100 миллионов.

Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

 

Ранее неоднокрватно сообщалось, что с середины 2017 года практика по рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков в Сахалинском УФАС России поменялась.

Сахалинское УФАС России подходит к рассмотрению обращений заказчика объективно и всестотронне, с глубоким изучением всех обстоятельств неисполнения хозяйствующими субъектами обязательств по контракту, либо причин неподписания контракта (в случае уклонения). В том числе оцениваются дейсвия (бездейсвия) заказчиков.

Теперь хозяйствующие субъекты не всегда могут полагаться на нарушения порядка расторжения контракта.

Судами указано что, не любое нарушение принятия решения об одностороннем расторжении контракта влечет невозможность включения сведений о недобросовестном поставщике, а лишь то, которое лишает контрагента устранить нарушения условий контракта в десятидневный срок.

Таким образом, при рассмотрении сведений о недобросовестном поставщике, антимонопольный орган рассматривает порядок соблюдения условий расторжения контракта во взаимосвязи фактическим нарушением прав поставщика, а также добросовестностью такого контрагента.

На сегодняшний день такой позиции придерживается ФАС России о чем в скором времени будут официальные разьяснения.

 

Судебная практика:

Объединение технологически несвязанных работ является нарушением Закона о контракной системе.

Наверх