В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» на основании поручения ФАС России на основании Поручения ФАС России от 19.01.2017 № СП/2381-ПР/17 Сахалинским УФАС России проводится ежеквартальный мониторинг оптово-отпускных цен на продовольственные товары согласно утвержденному перечню:
- говядина (кроме бескостного мяса);
- свинина (кроме бескостного мяса);
- куры (кроме куриных окорочков);
- рыба мороженая неразделанная;
- масло сливочное;
- молоко питьевое;
- картофель;
- крупа гречневая;
- капуста белокочанная свежая;
- лук репчатый;
- морковь;
- яблоки.
В связи с тем, что товарные рынки оптовой торговли продовольственными товарами являются низкоконцентрированными, с развитой конкурентной средой, на котором отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, мониторинг в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую реализацию товаров из приведенного перечня, проводится выборочным методом (в отношении более 30 хозяйствующих субъектов, в т.ч. юридических лиц и ИП).
Следует также отметить, что в силу положений частей 21 и 22 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ряд хозяйствующих не может быть признан занимающими доминирующее положение.
В соответствии с поручением ФАС России мониторинг проводится за неполный период квартала, т.е. последний месяц предыдущего квартала включается в отчет текущего.
В июне 2020 года проводился ежеквартальный мониторинг оптово-отпускных цен за период, включающий в себя период с марта 2020 года по май 2020 года включительно.
На основании поручения ФАС России по результатам мониторинга, при выявлении существенного повышения оптово-отпускных цен (более чем на 5% по отношению к предыдущему периоду), Сахалинское УФАС России проводит контрольные мероприятия, направленные на выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе проведения контрольных мероприятий, Сахалинским УФАС России направляются запросы в адрес хозяйствующих субъектов, рост оптово-отпускных цен которых превышают более 5% по сравнению с предыдущим периодом (кварталом), с целью установления причин повышения.
По данным мониторинга, проведенного в июне 2020 года, был зафиксирован рост цен более чем на 5% по сравнению с 28.02.2020 года у отдельных хозяйствующих субъектов на следующие виды продовольственных товаров:
- крупу гречневую;
- молоко питьевое;
- масло сливочное;
- рыба мороженая н/р;
- картофель;
- капусту;
- морковь;
- лук репчатый;
- куры.
В частности, у двух местных сельхозтоваропроизводителей произошло повышение отпускной цена на картофель, капусту, морковь.
Как установлено антимонопольным органом, повышение цен обусловлено произошло в связи с увеличением затрат на хранение овощей, ростом транспортных затрат, обусловленных ростом цен на ГСМ. В связи с ростом МРОТ и увеличением численности работников, занятых на переборке, с 01.03.2020 был увеличен фонд оплаты труда.
АО «Совхоз Южно-Сахалинский» с 01.01.2019 является плательщиком НДС. В стоимость продукции данная статья изначально не была заложена, поскольку это бы привело к резкому увеличению цены и угрозе потери сегмента рынка. В связи с этим АО «Совхоз Южно-Сахалинский» запланировал постепенное увеличение цены на продукцию.
В соответствии с информацией, представленной АО «Молочный комбинат Южно-Сахалинский» увеличение оптово-отпускной цены на масло сливочное на 8,6% обусловлено увеличением закупочной цены с 339,99 руб./кг до 445,79 руб./кг или на 31,12%.
По информации, представленной АО «Совхоз Заречное», повышение оптово-отпускной цены на молоко обусловлено ростом себестоимости основного сырья, ростом стоимости угля (молокоцех работает на угле), ростом стоимости на тароупаковку.
Также повышение обусловлено ростом транспортных услуг, что в первую очередь, связано с повышением зарплаты водителей (с 01.03.2020 был увеличен МРОТ) и повышением стоимости запасных частей.
В документированной информации, представленной ООО «Рыбак», повышение цены на навагу мороженая н/р на 7,22% связана с тем, что в период с марта 2020г. по май 2020г. предприятием была реализована продукция, находящаяся на арендованных предприятием складах. Таким образом, в увеличение цена на 7% вошла плата за хранение продукции предприятия ООО «Рыбак» на арендованных складах.
В соответствии с информацией, представленной ООО «Промхолод», повышение оптово-отпускной цены на сельдь т/о н/р обусловлено ростом закупочной цены с 57 руб./кг до 97 руб./кг или на 70%.
Что касается продовольственных товаров, завозимых в Сахалинскую область (крупа гречневая, молоко, лук, яблоки), увеличение цен обусловлено ростом закупочных цен.
- образом, по результатам проведенного мониторинга оптово-отпускных цен на продукцию по утвержденному ФАС России перечню по состоянию на 31.05.2020г. признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях субъектов мониторинга не усматриваются.
Также Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в связи со сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекцией на основании поручений ФАС России проводит ежедневный мониторинг (включая выходные дни) розничных цен в торговых сетях.
Мониторинг проводится в 3-х магазинах торговых сетей «Столичный», «Первый семейный», «Реми» в отношении 24-х наименований социально-значимых продовольственных товаров.
По данным проводимого ежедневного мониторинга цен на социально-значимые продовольственные товары, дефицита социально-значимых продовольственных товаров, в торговых сетях не наблюдается.
Небольшие ценовые колебания как в сторону увеличения, так и в сторону снижения обусловлены, в основном, изменением ассортимента товаров в одной товарной группе.
Зафиксированное в ходе проведения мониторинга повышение цен на такие товары, как рис, крупа гречневая, морковь, капуста обусловлено ростом закупочных цен.
Сахалинским УФАС России в соответствии с поручением ФАС России от 30.04.2020г. № 22/37317/20 и с учетом действующего постановления Правительства от 03.04.2020г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проведены контрольные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной торговле рисом шлифованным рассыпным, не упакованным производителем в полимерную упаковку, посредством организации торговой сети, по факту повышения в торговой сети «Первый Семейный» розничной цены на такой рис с 20.03.2020 на 20%.
В ходе проведения контрольных был проведен анализ динамики розничных цен на рис, а также закупочных цен и иных расходов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю рисом в торговых сетях «Первый семейный», «Столичный» и «Реми» за период январь- апрель 2020 года.
По результатам проведения контрольных мероприятий в части обоснованности формирования розничных цен на рис шлифованный круглозерный, не упакованный в полимерную упаковку (рассыпной), было установлено, что увеличение розничной цены на такой рис, реализуемый в сети супермаркетов «Первый Семейный» и «Столичный» обусловлено ростом закупочной цены. В торговой сети «Реми» цены на рассыпной рис были стабильными.
В соответствии с поручением ФАС России от 03.02.2020г.
№ АЦ/7399-ПР/20 «О ценах на медицинские маски и их наличии в розничных точках продаж», начиная с 27.03.2020 Управление осуществляет ежедневный мониторинг цен на медицинские маски на территории Сахалинской области.
В мониторинге участвуют 5 крупнейших аптечных организаций/организаций розничной торговли на территории Сахалинской области. Мониторинг осуществляется исключительно в отношении товара:
маска медицинская защитная для лица двухслойная/трехслойная/четырёхслойная нестерильная одноразовая из нетканых материалов на резинках/завязках (за исключением масок с клапанами, фильтрами, орнаментом, декором и тому подобное).
На территории Сахалинской области имеются в продаже маски медицинские одноразовые, цена реализации 22 руб./шт.; 30 руб./шт.
Также в продаже имеются маски защитные, гигиенические, не требующие регистрационного удостоверения. Цена реализации маски защитной, гигиенической одноразовой варьируется от 20,00 руб./шт. до 40,00 руб./шт. В городе Южно-Сахалинске имеются в продаже маски гигиенические многоразовые. Цена реализации составляет от 99,90 руб./шт. до 399,50 руб./шт.
В настоящее время Сахалинское УФАС России не располагает сведениями о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке розничной реализации медицинских масок и розничной реализации отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.
Также Сахалинским УФАС России проводятся мониторинги цен на автомобильное топливо.
Продавцом, занимающим доминирующее положение на товарных рынках розничной реализации автомобильных бензинов в границах девяти муниципальных образований Сахалинской области, по данным проведенных исследований, является ООО «РН-Востокнефтепродукт». Также ООО «РН-Востокнефтепродукт» занимает доминирующее положение на рынках мелкооптовой реализации автомобильных бензинов марок АИ-98, АИ-95, АИ-92, дизельного топлива границах о. Сахалин.
По мелкооптовой реализации автомобильного бензина марки АИ-80, а также автомобильного бензина марки АИ-92 доминирующее положение в границах о. Сахалин, по результатам проведенных исследований, занимает АО «Петросах».
ООО «РН-Востокнефтепродукт», занимая доминирующее положение на рынках мелкооптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива, является поставщиком автомобильного топлива для независимых розничных продавцов автомобильных бензинов и дизельного топлива.
В связи с этим, Сахалинским УФАС России осуществляется постоянный контроль за розничными и мелкооптовыми ценами на нефтепродукты, установленными ООО «РН-Востокнефтепродукт».
Необходимо также отметить, что в силу положений частей 21 и 22 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ряд хозяйствующих субъектов не может быть признан доминирующим, (учредителем юридического лица является физическое лицо (физические лица), юридическое лицо и ИП не входит в группу лиц с иными организациями, размер выручки за предыдущий год не превышает 400 млн. руб.).
Таким образом, не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную и мелкооптовую реализацию нефтепродуктов на территории Сахалинской области, могут занимать доминирующее положение на товарных рынках, ввиду того, что не попадают под критерии ст. 5 Закона «О защите конкуренции».
Следовательно, на них не распространяются запреты, предусмотренные ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе, запрет по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара, предусмотренный п. 1 ч. 1 указанной статьи закона.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в соответствии с поручением ФАС России и указанием Правительства Российской Федерации № ИС-205в от 29.04.2011 года проводит еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты, реализуемые ООО «РН-Востокнефтепродукт», а также независимыми хозяйствующими субъектами (мониторинг проводится выборочным методом).
Кроме того, в соответствии с поручением ФАС России от 15.06.2018 № СП/44327/18 Сахалинское УФАС России проводит ежедневный мониторинг розничных цен на нефтепродукты, реализуемые ООО «РН-Востокнефтепродукт», а также независимыми хозяйствующими субъектами.
С начала 2020 года увеличение розничных цен на автомобильное топливо на АЗС, расположенных в Сахалинской области и принадлежащих ООО «РН-Востокнефтепродукт», было зарегистрировано с 15.01.2020 г., 02.02.2020 г. и 02.03.2020 г. С 08.05.2020 г. началась мелкооптовая и розничная реализация дизельного топлива летнего.
По данным ежедневного мониторинга 24.06.2020 г. розничные цены на автомобильные бензины и дизельное топливо летнее, реализуемые Филиалом № 5 ООО «РН-Востокнефтепродукт», изменились в сторону увеличения от 0,10 руб./л до 0,25 руб./л в разрезе марок автомобильного топлива.
Таблица № 1
№ п/п |
Наименование нефтепродукта |
Прайс-лист с 08.05.2020г. |
Прайс-лист с 24.06.2020г. |
Абсолютное отклонение, руб. |
Относительное отклонение, % |
АЗС/К № 505, 512, 554, 566, 514, 546, 559, 504, 551, 563, 553, № 517 |
|||||
1. |
АИ-98 |
51,60 |
51,80 |
+0,20 |
+0,39 |
2. |
АИ-95 |
47,55 |
47,65 |
+0,10 |
+0,21 |
3. |
АИ-92 |
45,95 |
46,05 |
+0,10 |
+0,22 |
4. |
ДТ летнее |
53,55 |
53,80 |
+0,25 |
+0,47 |
АЗС/К №518, 586, 589 |
|||||
1. |
АИ-95 |
48,35 |
48,45 |
+0,10 |
+0,21 |
2. |
АИ-92 |
46,25 |
46,35 |
+0,10 |
+0,22 |
3. |
ДТ летнее |
54,60 |
54,85 |
+0,25 |
+0,46 |
ААЗС № 529 |
|||||
1. |
АИ-95 |
47,05 |
47,15 |
+0,15 |
+0,21 |
2. |
АИ-92 |
45,45 |
45,55 |
+0,10 |
+0,22 |
3. |
ДТ летнее |
53,05 |
53,30 |
+0,25 |
+0,47 |
АЗС/К №№ 555 (пгт. Ноглики), 577, 590 |
|||||
1. |
АИ-95 |
49,45 |
49,55 |
+0,10 |
+0,20 |
2. |
АИ-92 |
47,40 |
47,50 |
+0,10 |
+0,21 |
3. |
ДТ летнее |
56,00 |
56,20 |
+0,25 |
+0,36 |
№501, 502 (г. Оха) |
|||||
1. |
АИ-95 |
52,20 |
52,30 |
+0,10 |
+0,19 |
2. |
АИ-92 |
49,95 |
50,05 |
+0,10 |
+0,20 |
3. |
ДТ летнее |
56,50 |
56,75 |
+0,25 |
+0,44 |
В адрес хозяйствующего субъекта направлен запрос о причинах повышения розничных цен (исх. № 07-4061 от 25.06.2020 г.)
Также во втором квартале 2020 года имел место рост мелкооптовых цен на автомобильное топливо. В частности, у ООО «РН-Востокнефтепродукт» изменение мелкооптовых цен на автомобильное топливо за период с апреля по июнь 2020 года составило:
АИ-92 – 1 200 руб./т (1,99%)
АИ-95 – 1 250 руб./т или (2,01%)
ДТ – 400 руб./т или (0,63%)
При каждом повышении ООО «РН-Востокнефтепродукт» мелкооптовых цен на автомобильное топливо, Сахалинским УФАС России проводится антимонопольное расследование по выявлению причин такого повышения.
Также антимонопольным управлением проводится ежемесячный мониторинг цен на нефтепродукты, реализуемые ООО «РН-Востокнефтепродукт», в части соотношения оптовых и розничных цен с закупочными ценами.
Согласно документированной информации, представленной ООО «РН-Востокнефтепродукт», в том числе дополнительных соглашений к договору поставки нефтепродуктов, установлено, что повышение розничных цен реализации топлива и мелкооптовых цен обусловлено ростом закупочной цены нефтепродуктов. При этом рост закупочных цен превышает рост розничных и мелкооптовых цен на автомобильное топливо, установленных ООО «РН-Востокнефтепродукт».
Необходимо также учесть, что в стоимости автомобильного топлива, реализуемого ООО «РН-Востокнефтепродукт» на Сахалине, значительная доля транспортной составляющей, поскольку его доставка на Сахалин осуществляется как нефтеналивными судами из портов Приморья в порт Корсаков (дизельное топливо и АИ-92), так и посредством паромной переправы на линии Ванино-Холмск с последующей доставкой топлива по железной дороге до баз хранения Сахалинской области (АИ-80, АИ-98).
По результатам рассмотрения ежемесячно представляемых ООО «РН-Востокнефтепродукт» оперативных фактических материалов в совокупности критериев статьи 6 Закона «О защите конкуренции» нельзя сделать вывод о том, что цены розничной и мелкооптовой реализации автомобильного топлива превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
- связи с вышеизложенным, признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные п. 1 части 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в части установления монопольно высокой розничной цены на автомобильное топливо, в действиях ООО «РН-остокнефтепродукт» не усматриваются.
При проведении мониторинга цен на нефтепродукты, по состоянию на 15.06.2020 г. по отношению к апрелю 2020 г. у АО «Петросах» было зафиксировано снижение мелкооптовых цен на автомобильное топливо марок АИ-80 и АИ-92, на
500 руб. за тонну.
В случае необоснованного повышения цен на топливо хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, антимонопольным органом будут приняты меры антимонопольного реагирования.