Доклад отдела анализа товарных, финансовых рынков и эконопической концентрации к публичным обсуждениям 25.11.2022
01 ноября 2022, 17:00
Тип документа:
Доклады

В истекшем периоде 2022 года в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» на основании поручения ФАС России на основании Поручения ФАС России от 19.01.2017 № СП/2381-ПР/17 Сахалинским УФАС России проводился ежеквартальный мониторинг оптово-отпускных цен на продовольственные товары согласно утвержденному перечню:

- говядина (кроме бескостного мяса);

- свинина (кроме бескостного мяса);

- куры (кроме куриных окорочков);

- рыба мороженая неразделанная;

- масло сливочное;

- молоко питьевое;

- картофель;

- крупа гречневая;

- капуста белокочанная свежая;

- лук репчатый;

- морковь;

- яблоки.

В связи с тем, что товарные рынки оптовой торговли продовольственными товарами являются низкоконцентрированными, с развитой конкурентной средой, на котором отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, мониторинг в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую реализацию товаров из приведенного перечня, проводился выборочным методом (в отношении более 30 хозяйствующих субъектов, в т.ч. юридических лиц и ИП).

Следует также отметить, что в силу положений частей 21 и 22 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ряд хозяйствующих не может быть признан занимающими доминирующее положение.

В соответствии с поручением ФАС России мониторинг проводился за неполный период квартала, т.е. последний месяц предыдущего квартала включался в отчет текущего.

В 2022 году ежеквартальный мониторинг оптово-отпускных цен на продовольственные товары проводился за период с декабря 2021 года по февраль 2022 года включительно, за период с марта 2022 года по май 2022 года включительно и за период с июня 2022 по август 2022 года включительно.

На основании поручения ФАС России по результатам мониторинга, при выявлении существенного повышения оптово-отпускных цен (более чем на 5% по отношению к предыдущему периоду), Сахалинское УФАС России проводило контрольные мероприятия, направленные на выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе проведения контрольных мероприятий, Сахалинским УФАС России направлялись запросы в адрес хозяйствующих субъектов, рост оптово-отпускных цен которых превышал 5% по сравнению с предыдущим периодом (кварталом), с целью установления причин повышения.

Согласно данным мониторинга по состоянию на 31.08.2022 г. был зафиксирован рост цен более чем на 5% на продовольственные товары по сравнению с 31.05.2022 г. у следующих хозяйствующих субъектов:

Говядина на кости:

- АО «Совхоз «Южно-Сахалинский»: увеличение цены на полутуши с 420 руб./кг до 467 руб./кг или на 11,19%; ребра – с 510 руб./кг до 571 руб./кг или на 11,96%;

Молоко питьевое (местное):

- КХ «Логинова» – увеличение цены с 64 руб./л до 73 руб./л или на 14,06%;

- ОАО «Молокозавод Поронайский» – с 62,85 руб./л до 66,23 руб./л или на 5,38%.

Масло сливочное:

- АО «Молочный комбинат Южно-Сахалинский»: увеличение цены с 842,93 руб./кг до 968,43 руб./кг или на 14,89%.

Картофель:

- АО «Совхоз» Тепличный»: рост цены с 42 руб./кг до 50 руб./кг или на 19,05%;

- АО «Совхоз Южно-Сахалинский»: увеличение цены с 51 руб./кг до 61 руб./кг или на 19,61%;

- СПК «Соколовский»: рост цены с 50 руб./кг до 60 руб./кг или на 20%.

Капуста белокочанная:

- АО «Совхоз Южно-Сахалинский»: увеличение цены с 61 руб./кг до 72 руб./кг или на 18,03%;

Морковь:

- АО «Совхоз «Тепличный»: рост цены с 65 руб./кг до 73 руб./кг или на 12,31%;

- АО «Совхоз Южно-Сахалинский»: увеличение цены с 55 руб./кг до 74 руб./кг или на 34,55%.

В связи с ростом цен в адрес субъектов мониторинга, повысивших оптово-отпускные цены на поименованные выше продовольственные товары, были направлены запросы о предоставлении информации о причинах роста цен.

Согласно документированной информации, представленной АО «Совхоз Южно-Сахалинский», повышение оптово-отпускных цен на овощную продукцию в весенне-летний период обусловлено ростом затрат на оплату ручного труда по сбору раннего урожая картофеля, белокочанной капусты и моркови, спрос на которые превышает предложение вплоть до момента массового сбора (сентябрь-октябрь) и закладки в овощехранилища всех овощей на зиму (октябрь-ноябрь).

Увеличение цены на говядину связанно с ростом цен у поставщика на комбикорма и добавки для кормления скота (на 56% за период с марта по июль), а также ростом транспортных расходов по доставке кормов.

По информации КХ «Логинова», отпускная цена на молоко питьевое увеличивается по мере списания расходов в производство молока. С 1 июня 2022 года была увеличена минимальная заработная плата сотрудникам на 17,06 %. Так же на увеличение стоимости производимой продукции повлияло снижение количества выработки молока с 3000 литров (январь-апрель) до 1300 литров (май-август) при постоянных затратах.

В соответствии с информацией, представленной АО «Совхоз «Тепличный», предприятие регулярно пересматривает цены реализации продукции, исходя из объемов производства, хранения и текущей конъюнктуры рынка, и утверждает их внутренними приказами по предприятию.

Согласно информации АО «Молокозавод Поронайский», повышение цены на молоко питьевое обусловлено ростом цен сырье, основные и вспомогательные материалы, а также расходов на обслуживание действующего оборудования и содержание производства. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 2099 от 15.12.2020 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, в отношении молочной продукции» с 01.12.2021 г. молочная продукция подлежит обязательной маркировки. За каждую единицу продукции при вводе в оборот производиться оплата в размере 60 копеек на площадке «Честный знак».

Согласно документированной информации, представленной АО «Молочный комбинат Южно-Сахалинский», повышение оптово-отпускных цен на масло сливочное связано с ростом цен на сырье на 14,3%, повышением цен на воду и слив, на электроэнергию.

Таким образом, по результатам проведенного мониторинга оптово-отпускных цен на продукцию по утвержденному ФАС России перечню по состоянию на 31.08.2022 г. признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях субъектов мониторинга не выявлены.

Следует отметить, что в соответствии с поручением ФАС России от 14.10.2022 № МШ-11-ПРК/22 проведение ежеквартального мониторинга оптово-отпускных цен на продовольственные на основании поручения ФАС России от 12.08.2014 № ИА/32275-пр/14 «Поручение по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» отменено.

В рамках своих полномочий Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы осуществляют контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары и услуги в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

Что касается цен на продовольственные товары в рознице, необходимо отметить, что розничные рынки торговли продовольственными товарами являются низкоконцентрированными, с развитой конкурентной средой, на которых отсутствуют хозяйствующие субъекты, обладающие признаками занимающих доминирующее положение.

Кроме того, в силу положений частей 2.1 и 2.2 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подавляющее большинство хозяйствующих субъектов, действующих на розничных рынках торговли продовольственными товарами в Сахалинской области, не может быть признано занимающими доминирующее положение (учредителем юридического лица является физическое лицо или несколько физических лиц, юридическое лицо и ИП не входит в группу лиц с иными организациями, размер выручки за предыдущий год не превышает 800 миллионов рублей).

По результатам анализа информации, полученной от хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Сахалинской области розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети в соответствии с поручением ФАС России от 28.04.2022 № ТН/42883/22, установлено, что торговые сети, занимающие доминирующее положение на рынке розничной торговли продовольственными товарами, на территории Сахалинской области отсутствуют.

В текущем году в отдел анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Сахалинского УФАС России поступило 14 письменных обращений по вопросам цен на продовольственные товары. По результатам рассмотрения обращений в адрес заявителей направлены ответы, признаки нарушения антимонопольного законодательства не выявлены.

В Сахалинском УФАС России организована «Горячая линия» для приема звонков по вопросам роста цен на социально значимые товары и услуги. Информация о работе «Горячей линии» содержится на главной странице официального сайта Сахалинского УФАС России https://sahalin.fas.gov.ru/.

Вся поступившая на «горячую линию» информация ежедневно передается в Федеральную антимонопольную службу путем заполнения google-таблицы.

В истекшем периоде 2022 года на «горячую линию» поступил 101 звонок. Звонившим даны устные ответы на обращения, основания для принятия мер антимонопольного реагирования отсутствовали.

Касательно проведения проверок, в том числе в отношении розничных продавцов продовольственных товаров, необходимо отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - Постановление № 336) предусмотрены существенные ограничения в 2022 году на проведение плановых и внеплановых проверок и иных контрольных мероприятий при осуществлении видов государственного контроля (надзора).

При этом следует учитывать, что ограничения на проведение проверок и иных контрольных мероприятий, установленные Постановлением № 336, распространяются на осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Внеплановые контрольные мероприятия и проверки в 2022 году, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным Законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проводятся исключительно при наличии оснований, указанных в пункте 3 Постановления № 336, а именно:

- при наличии поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации (принятого после вступления в силу Постановления № 336 и согласованного с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации);

- при наличии требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

  • отсутствие перечисленных оснований проводить внеплановые контрольные мероприятия и проверки не допускается, в том числе в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Сахалинским УФАС России проводится также ряд мониторингов цен на автомобильное топливо.

В частности, в соответствии с поручением ФАС России от 15.06.2018 № СП/44327/18 Сахалинское УФАС России проводит ежедневный мониторинг розничных цен на нефтепродукты, реализуемые ООО «Востокнефтепродукт», занимающим доминирующее положение на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в границах девяти муниципальных образований Сахалинской области, а также независимыми хозяйствующими субъектами (мониторинг проводится выборочным методом).

Мониторинг проводится в отношении автомобильного бензина марок АИ-92 и АИ-95, и дизельного топлива.

Как уже было отмечено, в силу положений частей 21 и 22 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ряд хозяйствующих субъектов, действующих на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива, не может быть признан занимающими доминирующее положение (учредителем юридического лица является физическое лицо (физические лица), юридическое лицо и ИП не входит в группу лиц с иными организациями, размер выручки за предыдущий год не превышает 800 млн. руб.).

Таким образом, не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную и мелкооптовую реализацию нефтепродуктов на территории Сахалинской области, могут занимать доминирующее положение на товарных рынках, ввиду того, что не попадают под критерии статьи 5 Закона «О защите конкуренции».

Следовательно, на них не распространяются запреты, предусмотренные ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе, запрет по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара, предусмотренный пунктом 1 части 1 указанной статьи закона.

В текущем году увеличение розничных цен на автомобильный бензин, реализуемый ООО «Востокнефтепродукт» было зафиксировано 30 января на 0,35 руб./л, что составило менее 1%. Рост розничной цены на дизельное топливо, реализуемое ООО «Востокнефтепродукт», фиксировался в текущем году четыре раза:

- 30 января – на 0,35 руб./л или на 0,55% - 0,58% в зависимости от районов расположения АЗС;

- 28 сентября – на 0,8 руб./л или на 1,25% -1,33% в зависимости от районов расположения АЗС;

- 12 октября – на 1,2 руб./л или на 1,86% - 1,96% в зависимости от районов расположения АЗС;

- 19 ноября – на 4,0 руб./л или более, чем на 6%.

При этом цена на дизельное топливо зимнее изменялась 30 января и 19 ноября текущего года.

Итого с начала года увеличение розничных цен на дизельное топливо, реализуемое ООО «РН-Востокнефтепродукт» в Сахалинской области, составило 6,35 руб./л или от 10,01% до 10,58% в зависимости от районов расположения АЗС.

При каждом повышении ООО «РН-Востокнефтепродукт» мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, Сахалинским УФАС России проводится антимонопольное расследование по выявлению причин такого повышения.

По результатам антимонопольного расследования причин роста розничных цен на автомобильное топливо в 2022 году, в ходе которого проводился анализ представленных ООО «Востокнефтепродукт» документов и сведений, установлено, что повышение розничных цен реализации автомобильных бензинов, а также дизельного топлива обусловлено увеличением закупочных цен, а также необходимостью обеспечения покрытия необходимых для реализации указанных нефтепродуктов расходов.

Согласно документированной информации, представленной ООО «Востокнефтепродукт», рост розничных цен на автомобильное топливо не превышает рост закупочных цен с учетом транспортных расходов.

У независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю автомобильным топливом на территории Сахалинской области, увеличение розничных цен также обусловлено также ростом закупочных цен.

Таким образом, на сегодняшний день по результатам проведенного мониторинга розничных цен на автомобильное топливо, а также представленных материалов, признаки нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высоких розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое в Сахалинской области, в действиях хозяйствующих субъектов – розничных продавцов не усматриваются.

В случае необоснованного увеличения ООО «Востокнефтепродукт» розничных цен на автомобильное топливо, Сахалинским УФАС России будут приняты меры антимонопольного реагирования.

Всего в текущем году в Сахалинское УФАС России поступило 13 обращений по вопросам розничных цен на автомобильное топливо. По результатам рассмотрения обращений в адрес заявителей направлены ответы, признаки нарушений антимонопольного законодательства не выявлены.

В соответствии с поручением ФАС России от 09.08.2022 № ВК/75150/22 «О возобновлении еженедельных заседаний штабов при ТУ ФАС России в дополнение к поручению ФАС России от 01.04.2021 № МШ/25036/21 «Об усилении контроля ценовой ситуации на розничных рынках нефтепродуктов» возобновлена работа оперативного штаба по мониторингу ситуации по топливообеспечению в Сахалинской области и принятию мер совместно с Министерством энергетики Сахалинской области и ООО «Востокнефтепродукт», являющимся основным поставщиком автомобильного топлива в Сахалинскую область и владеющим 22 АЗС в регионе.

Заседания оперативного штаба проводятся еженедельно по вторникам. В ходе проводимых заседаний оперативного штаба, рассматриваются вопросы топливообеспечения Сахалинской области, в том числе количество остатков топлива на нефтебазах, мелкооптовые и розничные цены на топливо, результаты мониторинга цен на автомобильное топливо и другие вопросы.

Информация о принятых решениях на заседаниях оперативного штаба, а также об изменениях розничных цен на автомобильное топливо и его остатках на нефтебазах, еженедельно направляется в окружное управление ФАС России, которым на постоянной основе проводятся совещания с Федеральной антимонопольной службой по вопросам топливообеспечения Дальневосточного федерального округа.

Наверх