Доклад о правоприменительной практике отдела контроля государственных закупок Сахалинского УФАС России.
15 ноября 2023, 15:20
Тип документа:
Доклады

Доклад о правоприменительной практике отдела контроля государственных закупок Сахалинского УФАС России.

 

За истекший 2023 год поступило через ЕИС 225 жалоб, из них 63 обоснованные, 151 необоснованные (остальные отозванные, либо возвращены).

Обращений на включение в РНП: поступило 115 обращений, 46 включено, 69 не включено.

 

Тема: Актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе

 

Проведение внеплановой проверки по отозванной жалобе:

В соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе отозвать с использованием единой информационной системы поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем формирования и размещения в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, информации об отзыве жалобы, которая размещается в таком реестре автоматически.

В этом случае жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается.

Таким образом, жалоба, отозванная заявителем до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу, не подлежит рассмотрению контрольным органом в сфере закупок и возвращается заявителю.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется контрольным органом в сфере закупок, путем проведения плановых проверок и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона контрактной системе предусмотрено, что одним из оснований для проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки является поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Следовательно, в случае, если отозванная заявителем жалоба содержит информацию, свидетельствующую о наличии нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях субъектов контроля, то такая информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку не на основании отозванной заявителем жалобы, а на основании информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, поступившей в ФАС России/

(Письмо ФАС России МШ/83640/23 от 11.10.2023)

 

Внеплановые проверки в отношении закупок у единственного поставщика на основании ч. 2 ст. 15 46-ФЗ

Руководствуясь п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрарной системе, Положением о ФАС России (ПП РФ от 30.06.2004 №331) в отношении закупок, осуществляемых у единственного поставщика на основании ч. 2 ст. 15 Закона 46-ФЗ, контрольный орган в сфере закупок вправе проводить внеплановые проверки, на предмет соответствия таких закупок актам, принятым в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона 46-ФЗ.

 

О применении КТРУ

Согласно письму от 08.08.2023 N ПИ/63419/23, ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.

Если заказчик планирует к поставке товар, включенный в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением № 878, при этом в КТРУ содержится позиция, в отношении которой установлены характеристики, то заказчики при формировании описания объекта закупки извещения об осуществлении закупки обязан применить позицию, содержащуюся в КТРУ.

По смыслу указанного пункта его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения.

 

Применение ПП РФ от 31.12.2021 № 2604:

При закупке работ по строительству объекта капитального строительства путем проведения электронного конкурса для оценки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, оценке могут подлежать только договоры, предметом которых является строительство (реконструкция) объекта капитального строительства либо договоры, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства?

При формировании порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчик должен руководствоваться требованиями, предусмотренными абзацем 5 подпункта «г» пункта 31 Положения постановления Правительства РФ № 2604. Так при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) документом, предусмотренным приложением № 1 к постановлению Правительства РФ № 2604 в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 постановления Правительства РФ № 2604, его детализирующих показателей устанавливается положение
о принятии к оценке исключительно исполненного договора, не относящегося к контрактам, указанным в абзацах втором – четвертом подпункта «г» пункта 31 Положения постановлению Правительства РФ № 2604, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

  •  

 

Применение ПП РФ от 29.12.2021 № 2571.

Участником закупки для подтверждения дополнительным требованиям представлен договор, который не соответствует требованиям постановления Правительства РФ № 2571. Так как закупка размещена способом открытого конкурса в электронной форме участник во второй части заявки представил договоры, подтверждающие квалификацию участника в соответствии с постановлением Правительства РФ № 2604. Должна ли комиссия рассмотреть договор в составе второй части заявки и признать заявку участника соответствующей дополнительным требованиям?

Документы участника, подтверждающие у него наличие опыта, не подлежат рассмотрению в случае, если они представлены во второй части заявки, иное противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ.

 

 

Участник закупки для подтверждения опыта выполнения работ предоставил исполненный договор и акт приемки выполненных работ по договору, подтверждающий выполнение работ в полном объеме, но не приложил одно из приложений, указанноев договоре, должен ли заказчик принимать такой контракт?

Абзацем 8 подпункта «б» пункта 3 постановления Правительства РФ № 2571 предусмотренные приложением в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» информация и документы направляются участниками закупки
в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ в полном объеме и со всеми приложениями.

 

НМЦК для нужд субъекта РФ составляет 5 000 000 рублей.
Обязан ли заказчик устанавливать дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства РФ № 2571, с учётом того, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются
в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей?

Из абзаца 4 подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства РФ № 2571 следует, что заказчик обязан установить дополнительное требование по позиции 6-13, 17 и 18 приложения к постановлению Правительства РФ № 2571 при превышении значения начальной (максимальной) цены контракта для обеспечения федеральных нужд 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Таким образом, если НМЦК закупки для нужд субъекта РФ составляет 5 000 000 рублей, не требуется установление дополнительного требования.

 

 

Вопросы, связанные с применением национального режима при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также с описанием объекта закупки

 

Каким образом заказчик формирует запрос на выдачу разрешения на закупку иностранной продукции по постановлению Правительства РФ № 616? Какие сведения на основании запроса указываются в описании объекта закупки? Может ли заказчик не указывать в описании объекта закупки характеристики, которые есть в разрешении? Вправе ли заказчик указывать в описании объекта закупки дополнительные характеристики, не указанные в разрешении?

Порядок выдачи разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара утвержден приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755.

При размещении закупки указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Минпромторг России для получения разрешения.

Указывать дополнительные характеристики неправомерно.

* Письмо ФАС России и Минпромторга России от 12.08.2022 № УА/77839/12 № ПИ/76184/22.

 

Вправе ли закупочная комиссия допустить заявку участника закупки, содержащую предложение о поставке промышленного товара (постановление Правительства РФ № 616)
в случае представления номеров реестровых записей из соответствующих реестров (15 и более), каждая/несколько из которых соответствует товару, указанному в заявке?

В случае осуществления закупки 1 товара предоставление нескольких реестровых записей может свидетельствовать о недостоверности представленной участником закупки информации.

В случае осуществления нескольких товаров (15 и более) заказчик рассматривает все предоставленные участником закупки реестровые записи на предмет соответствия требованиям, установленным в извещении о закупке.

 

Нужно ли устанавливать запрет, предусмотренный постановлением Правительства РФ № 616, при проведении совместных закупок?

Запрет, предусмотренный постановлением Правительства РФ № 616, не применяется в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей. (пп. «б». п. 3 ПП РФ № 616)

При проведении двумя или более заказчиками совместных конкурсов или аукционов извещение содержит в том числе сумму таких начальных (максимальных) цен.

Если в рамках совместной закупки стоимость единицы товара превышает 300 тыс. рублей, либо совокупная стоимость таких товаров превышает 1 млн. рублей (т.е. сумма начальных (максимальных) цен контрактов превышает 1 млн. руб.), в извещении необходимо установить запрет.

 

Правомерно ли отклонение заявки участника закупки,
если в инструкции на сайте Росздравнадзора содержатся иные, отличные
от сведений в заявке, характеристики товара?

Согласно пп. «г» п. 10 постановления Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 эксплуатационная документация производителя на мед.изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации входит в перечень документов, которые предоставляются для государственной регистрации мед.изделия.

С учетом части 4 статьи 38 Закона № 323-ФЗ на территории РФ разрешается обращение мед.изделий, прошедших государственную регистрацию.

Актуальные сведения в отношении мед.изделий, разрешенных к обращению на территории РФ, отражены в инструкциях по применению мед.изделий, содержащихся в государственном реестре мед.изделий и организаций (ИП), осуществляющих производство и изготовление мед.изделий.

Таким образом, в случае несоответствия характеристик, представленных участником закупки в заявке, сведениям, содержащимися в реестре Росздравназора, заявка подлежит отклонению.

 

Наверх