Доклад отдела контроля государственных закупок
14 июня 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Тема: Изменения в системе государственных закупок.

 

Изменения, вступившие в силу с 12 мая 2019 г.

1. Отчеты об исполнении контракта, а также о результатах отдельных этапов исполнения контракта полностью и безоговорочно отменяются: ч. 9–12 ст. 94 Закона № 44-ФЗ утратили силу.

2. Размеры штрафов за нарушение сторонами контракта своих обязательств больше не должны указываться в виде фиксированной суммы. Достаточно указать процент от цены контракта, определенный в соответствии с ПП РФ от 30.08.2017 № 1042. При этом в случаях, когда отраслевым законодательством установлен иной порядок начисления пени и штрафов поставщику (подрядчику, исполнителю), приоритет отдается отраслевому законодательству.

3. Если специальным законодательством РФ предусмотрен иной срок оплаты, чем тот, что указан в ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик должен установить в контракте срок оплаты, предусмотренный специальным законодательством.

4. Правительство РФ получило право утвердить Порядок установления требований к формированию и размещению информации и документов в ЕИС и на электронных площадках (в т. ч. специализированной).

5. Минфин России получил право разрабатывать типовые контракты, типовые условия контрактов, если таковые еще не разработаны профильными ведомствами.

6. Срок начала работы государственной информационной системы, фиксирующей действия (либо бездействие) участников контрактной системы, осуществляемые в ЕИС, перенесен на 01.01.2020 (ранее предполагалось, что эта информационная система будет использоваться с 01.10.2019).

7. Реформа контроля в сфере закупок

До сих пор лица, на действия которых подана жалоба в контрольный орган, были обязаны представлять на рассмотрение жалобы документацию о закупке, заявки, составленные в ходе закупки протоколы, аудио-, видеозаписи, иную информацию и документы. Нередко исполнение этой нормы выливалось в необходимость снимать копии с тысячестраничных документов. Отныне заказчики избавлены от этой тягостной повинности: представление указанных сведений и документов не требуется, если они размещены на официальном сайте ЕИС. При этом в случае расхождений между «бумажными» вариантами документов и теми, которые размещены в ЕИС, приоритет будет отдаваться последним.

ФАС России должна рассматривать заявления о включении сведений о поставщиках в РНП в течение 5-ти дней с даты их поступления (а не 10-ти, как раньше). Аналогичным образом сокращен и срок для обжалования действий заказчика и уполномоченного органа (учреждения): если раньше на это отводилось 10 дней с момента публикации протокола рассмотрения заявок или итогового протокола, то сейчас — всего 5.

 

C 01.07.2019 вступают в силу ряд существенных изменений в системе государственных закупок, в частности направленные на оптимизацию деятельности контрольных органов в сфере закупок.

 

Как известно в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок, а именно Сахалинское УФАС России, проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:

получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) субъекта контроля.

Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе.

 поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

 истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

 

Случаи для проведения внеплановой проверки с 01.07.2019:

 внеплановая проверка на основании жалобы участника закупки ;

 получение информации о признаках нарушения:

- заявление, сообщение физлица, юр.лица или осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц

- обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений;

- сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушений;

 истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

 

Теперь общественные объединения и объединения юридических лиц не вправе обжаловать действия (бездействие) субъектов контроля в порядке главы 6 44-ФЗ.

 

При этом Правительством будет установлен:

- единый для всех органов контроля в сфере закупок порядок проведения плановых и внеплановых проверок (предмет, форма, срок, периодичность с учетом отнесения субъектов контроля к определенной категории рисков)

- критерии отнесения субъекта контроля к определенной категории рисков;

- оценка эффективности деятельности органов контроля.

 

Жалобы, поданные участниками закупок, сведения о которых включены в РНП, будут возвращаться таким участникам без рассмотрения. Но при одном условии: в закупке, на которую подана жалоба, должно быть установлено требование об отсутствии участников закупки в РНП.

 

На юридических лиц, которые не относятся к числу государственных или муниципальных учреждений или предприятий, но при этом получили бюджетные инвестиции в соответствии со ст. 80 БК РФ и в связи с этим производят закупки по Закону № 44-ФЗ, будут распространены положения указанного закона в части мониторинга, аудита и контроля закупок.

 

Вводится запрет на совмещение функций контрольного органа и уполномоченного органа. Исключение составляют контрольные органы городских округов, муниципальных районов, а также органы контроля, наделенные Президентом РФ, Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления полномочиями на осуществление функций уполномоченных органов. Для должностных лиц таких органов предусмотрен запрет на совмещение в одном лице полномочий контрактного управляющего и функций по осуществлению контроля.

 

На основании соглашений между субъектами РФ и находящимися на их территориях муниципальными образованиями органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района и городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

 

Изменение порядка закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства

С 1 июля в ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ вводится п. 8, согласно которому документация о закупке в указанных выше случаях должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Исключениями являются следующие случаи:

подготовка проектной документации не требуется;

предметом закупки является заключение контракта жизненного цикла, или т. н. строительство «под ключ», при этом предусматривается в т. ч. проектирование объекта капитального строительства.

Включение в документацию о закупке проектной документации будет признаваться надлежащим исполнением требований п. 1–3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (т. е. полноценным описанием объекта закупки).

Подача заявок на участие в таких закупках тоже радикально упрощается. При включении проектной документации в состав аукционной документации первая часть заявки на участие в аукционе должна будет содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией. Такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств ЭП. При его наличии заявка автоматически считается допущенной: аукционной комиссии заказчика даже не понадобится делать протокол рассмотрения первых частей заявок. Аукцион начнется через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

 

Закупки «без объема»

В настоящее время провести закупку с параметром «количество необходимых товаров, объем работ или услуг заранее неизвестно» можно только в строго определенных случаях, перечисленных в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. «Без указания объема» могут быть закуплены:

- работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;

- услуги связи;

- юридические услуги;

- медицинские услуги;

- образовательные услуги;

- услуги общественного питания;

- услуги переводчика;

- услуги по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;

- гостиничные услуги;

- услуги по проведению оценки.

С 1 июля таких ограничений больше не будет. Заказчики смогут по своему усмотрению определять, в каких случаях невозможно определить количество закупаемых товаров, объем работ или услуг. В этих случаях в ЕИС будут указываться:

- начальная цена единицы ТРУ;

- начальная сумма цен единиц ТРУ;

- максимальное значение цены контракта.

Эти величины определяются заказчиком с учетом требований к закупаемым ТРУ, предусмотренных актами нормирования в сфере закупок (ст. 19 Закона № 44-ФЗ), при этом цена единицы ТРУ обосновывается по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

При этом размер обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта рассчитывается от максимального значения цены контракта, а в контракте предусматривается порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

При заключении контракта в проект контракта будет включаться (с использованием ЕИС) максимальное значение цены контракта и цена единицы ТРУ. Цена единицы ТРУ будет определяться путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц ТРУ в ходе конкурентной процедуры.

Соответственно, по всему тексту Закона № 44-ФЗ пары терминов «НМЦК» и «начальная сумма цен единиц ТРУ», «цена контракта» и «сумма цен единиц ТРУ» отныне используются на паритетных началах. Например, определено, что в случае закупок «без объема»:

- вместо «твердой цены» в контракте указываются цены единиц ТРУ и максимальное значение цены контракта;

- антидемпинговые меры применяются в случае предложения участником закупки суммы цен единиц ТРУ, которая на 25 % и более ниже начальной суммы цен указанных единиц;

- преимущества организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы предоставляются в отношении суммы цен единиц ТРУ;

- критерием оценки заявок и окончательных предложений является сумма цен единиц ТРУ, и т. д.

Есть лишь один случай, когда нельзя будет объявить закупку «без объема» сразу после 1 июля. Это закупка лекарственных препаратов: не указывать их количество можно будет только с 1 октября.

 

Изменения, которые вступят в силу с 31 июля 2019 г.

1. Извещения о закупках у единственного поставщика отменяются (независимо от основания!). Кроме того, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, должна будет обосновываться исключительно в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в этих случаях контракт должен будет содержать обоснование цены контракта).

2. При осуществлении закупки по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ верхний предел цены контракта увеличивается до 600 тыс. руб. Заказчики, пользующиеся данным пунктом, смогут осуществлять закупки в соответствии с ним на сумму, не превышающую:

- 5 млн руб. в год;

- 50 % совокупного годового объема закупок заказчика, но более чем 30 млн руб.

При этом возможность пользоваться данным пунктом появится у таких заказчиков, как «дом (центр) народного творчества» и «дом (центр) ремесел».

3. Дома (центры) народного творчества и дома (центры) ремесел получат право пользоваться п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом «предметный охват» данного пункта существенно расширен: его действие распространено на концертный реквизит и музыкальные инструменты, определено, что декорации можно закупать в т. ч. для обеспечения сценических и аудиовизуальных эффектов.

4. Случаи, когда заказчик обязан проводить экспертизу поставленных ТРУ с привлечением независимых экспертов, экспертных организаций, больше не будут определяться непосредственно законом, поскольку ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ утрачивает силу. Определением таких случаев займется Правительство РФ, которое получит соответствующие полномочия.

5. При закупке работ по сохранению культурного наследия путем проведения конкурса с ограниченным участием заказчики получат право запрещать субподряд.

6. Средства, полученные в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования) или по завещанию, можно будет тратить по Закону № 223-ФЗ при наличии соответствующего указания в положении о закупке. Внести изменения в положения можно будет до 01.10.2019.

 

Изменения, вступающие в силу с 1 октября 2019 г.

1. Реформа планирования закупок.

С 1 октября 2019 г. произойдет масштабная реформа планирования закупок. Планы закупок будут отменены, вместо двух документов (план закупок и план-график) останется только один (план-график). Если исходить только из новой редакции ст. 16 Закона № 44-ФЗ, можно заключить, что модернизированный план-график будет содержать меньше информации, чем сейчас. В него будут включаться:

1) идентификационные коды закупок;

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок;

6) иная информация, определенная порядком формирования, утверждения и изменения планов-графиков, который будет принят Правительством РФ.

Для сравнения напомним, какие сведения, помимо вышеперечисленных, включаются в план-график в настоящее время:

- описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта по ст. 33 Закона;

- количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги;

- планируемые сроки и периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;

- НМЦК (ЦКЕП);

- обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона № 44-ФЗ;

- размер аванса (если предусмотрена его выплата);

- этапы оплаты (если контракт будет исполняться и оплачиваться поэтапно);

- дополнительные требования к участникам закупок (при их наличии) и их обоснование;

- способ закупки и обоснование выбора этого способа;

- информация о размере обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;

- информация о применении критерия стоимости жизненного цикла;

- информация о банковском сопровождении контракта.

В сравнении с содержанием нынешних планов закупок «план-график нового образца» будет избавлен от следующих сведений:

- цель осуществления закупки в соответствии со ст. 13 Закона № 44-ФЗ;

- обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона № 44-ФЗ;

- информация о закупках товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик решил провести конкурс с ограниченным участием.

Конечно, до появления порядка формирования, утверждения и изменения «плана-графика нового образца» сложно что-либо утверждать наверняка, но есть надежда, что планирование закупок и впрямь станет проще. Например, уже сейчас ясно, что уйдет в небытие обоснование закупок с применением специальных форм, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Обоснованной будет признаваться закупка, соответствующая правилам нормирования (ст. 19 Закона № 44-ФЗ) и обоснования НМЦК, ЦКЕП (ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Вносить изменения в «план-график нового образца» также будет проще, чем сейчас. Случаи, когда будет возможно внесение изменений, сходны с нынешними случаями внесения изменений в план закупок (конечно, до появления порядка формирования, утверждения и изменения планов-графиков, который будет принят Правительством РФ, любые оценки такого рода носят предварительный характер). Однако внести изменения можно будет не за 10 дней до публикации в ЕИС извещения о закупке или заключения контракта с единственным поставщиком, как сейчас, а за один день.

Хотя в 2019 году планирование закупок будет осуществляться по ныне действующим правилам, с 1 июля вносить изменения в «план-график старого образца» также можно будет за один день до публикации в ЕИС извещения о закупке или заключения контракта с единственным поставщиком, а не за десять.

В случаях, когда контрактом предусмотрена выплата аванса, размер аванса должен будет указываться в извещении о закупке.

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля смогут выдавать заказчикам предписания об устранении выявленных нарушений в части обоснованности закупок до окончания срока подачи заявок, а не до начала закупки, как сейчас.

 

Наверх