ДОКЛАД Сахалинского УФАС России с обобщенными результатами правоприменительной практики в сфере антимонопольного контроля
01 ноября 2022, 17:00
Тип документа:
Доклады

Данный доклад подготовлен в рамках реализации пунктов 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» для информирования хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях соблюдения ими обязательных требований антимонопольного законодательства.

Сахалинское УФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на территории Сахалинской области.

Реализацию полномочий ФАС России осуществляет под девизом: «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России».

Работа в сфере интересов субъектов предпринимательства осуществляется в соответствии с основным принципом Сахалинского УФАС России - обеспечение защиты конкуренции на товарных рынках.

При этом антимонопольный орган защищает добросовестных предпринимателей, соблюдающих закон и действующих согласно принципам добросовестной конкуренции, от проявлений монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции со стороны конкурентов; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Такая защита происходит в результате рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдачи предписаний о прекращении таких нарушений, контроль за исполнением таких предписаний и привлечение к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В целях профилактики нарушений обязательных требований антимонопольного законодательства УФАС по Сахалинской области обобщило практику выявленных в 2022 году нарушений антимонопольного законодательства и ряда административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрены КоАП РФ.

 

В 2022 году Сахалинским УФАС России возбуждено 15 дел о нарушении антимонопольного законодательства из них:

- в отношении органов местного самоуправления 7 дел по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», 2 дела по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

- по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции») 5 дел.

Также было возбуждено одно дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции», которое прекращено.

 

Приведем несколько примеров:

 

Сахалинским УФАС России было возбуждено дело № 065/01/10-240/2022 в отношении ООО «Корсаковский транспортно-логистический парк» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Корсаковский транспортно-логистический парк» оказывает услуги по перевалке грузов в Корсаковском морском торговом порту.

В соответствии с частью 5 Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

ООО «Корсаковский транспортно-логистический парк» являясь субъектом естественных монополий, в органы регулирования естественных монополий за установлением тарифа на предоставляемые услуги по перевалке грузов не обращалось, а оказывало их по тарифам, утвержденным другому хозяйствующему субъекту.

Пунктом 10 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Вышеуказанные действия ООО «Корсаковский транспортно-логистический парк» противоречат требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В настоящее время, дело находится на стадии рассмотрения.

 

Сахалинским УФАС России было возбуждено дело № 065/01/10-565/2022 в отношении МУП «Электросервис» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

МУП «Электросервис», начиная с 2017 года в одностороннем порядке увеличил тариф на услугу по предоставлению опор наружного освещения для размещения имущества, в том числе волоконно-оптического кабеля.

Установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» МУП «Электросервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля в границах расположения существующих опор наружного освещения, находящихся во владении МУП «Электросервис, в пределах административно-территориальных границ МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» с долей 100% в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 гг.

В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации работы местного самоуправления Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а так же об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

30.04.2013 года городское собрание города Южно-Сахалинска приняло решение об утверждении «Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений городского округа «Город Южно-Сахалинск» № 794/47-13-4 (далее – Порядок принятия решений).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Порядка принятия решений, установление (изменение) тарифов на услуги муниципальных организаций производится по инициативе муниципальной организации или учредителя.

Таким образом, МУП «Электросервис» неправомерно был установлен и применялся в период с 2017 года по настоящее время тариф на предоставление права размещения имущества на опорах наружного освещения, который в силу нормы пункта 6 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ надлежало утвердить Администрации г. Южно-Сахалинска, как учредителю данного предприятия.

Пунктом 10 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Вышеуказанные действия МУП «Электросервис» противоречат требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В настоящее время, дело находится на стадии рассмотрения.

Кроме того, в адрес администрации города Южно-Сахалинска было направлено предупреждение о необходимости прекращения указанного действия (бездействия) путем установления экономически обоснованного тарифа для МУП «Электросервис» на услугу по размещению имущества на опорах наружного освещения.

 

Сахалинским УФАС России было возбуждено дело № 065/01/10-95/2022 в отношении МУП «ЖЭУ № 10» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции МУП «ЖЭУ № 10» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции на объекте размещения отходов в границах МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» в 2020 году с долей 100,0%, за 9 месяцев 2021 года – с долей 100,0%.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что МУП «ЖЭУ № 10» необоснованно увеличило тариф на услуги по приему и размещению строительного мусора на свалке западнее города Южно-Сахалинска.

По результатам рассмотрения дела, Комиссией Сахалинского УФАС России МУП «ЖЭУ № 10» признано нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, выдано обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. МУП «ЖЭУ № 10» предписание исполнило.

 

Деятельность Сахалинского УФАС России по выявлению и пресечению актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции») в 2022 году имела следующие результаты

 

По статье 15 Закона «О защите конкуренции»:

-Всего возбужденно 7 дел;

-Вынесено решений о признании нарушений 3.

 

Важным условием для возбуждения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции» является предварительная выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в порядке, предусмотренном статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции».

Целью указанного предупреждения является пресечение действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства возможно лишь в случае неисполнения такого предупреждения.

В 2022 году Сахалинским УФАС России выдано 20 предупреждений по статье 15 Закона «О защите конкуренции».

 

Пример дела по указанной тематике.

Решением по делу № 065/01/15-26/2022 администрация муниципального образования «Холмский городской округ» признана нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Сахалинской области поступило заявление главного редактора ИА «Горбуша.инфо» о нарушении администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи отказом от определения исполнителя работ по текущему и капитальному ремонту дорог общего пользования и их частей (искусственных дорожных сооружений), по уборке территории и вывозу мусора, содержанию мест захоронений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Из материалов заявления следовало, что работы по текущему и капитальному ремонту дорог общего пользования и их частей (искусственных дорожных сооружений), по уборке территории и вывозу мусора, содержанию мест захоронений, необходимые для муниципальных нужд МО «Холмский городской округ», осуществлялись муниципальным бюджетным учреждением «УГДХ» (далее – МБУ «УГДХ») на основании муниципального задания с финансовым обеспечением из средств местного бюджета.

В результате рассмотрения заявления Управление пришло к выводу о наличии в действиях (бездействии) администрации муниципального образования «Холмский городской округ» признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в отказе от определения исполнителя работ (услуг) по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе, работ по содержанию мест захоронения путем проведения закупок работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В результате чего, Сахалинским УФАС России в адрес администрации было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем определения исполнителя работ (услуг) по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе, работ по содержанию мест захоронения в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

В установленный с учетом продления срок сведения о выполнении предупреждения в Управление не поступили.

В результате чего, Сахалинским УФАС России в отношении администрации муниципального образования «Холмский городской округ» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссией установлено, что нарушающие статью 15 Закона «О защите конкуренции» действия Администрации МО «Холмский городской округ» выразились в утверждении муниципального задания для МБУ «УДГХ» на выполнение работ по организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных дорожных сооружений в их составе, работ по содержанию мест захоронения для нужд муниципального образования «Холмский городской округ», которое не было определено по результатам проведения конкурентных процедур.

Указанные действия привели к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок работ по организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных дорожных сооружений в их составе, работ по содержанию мест захоронения для нужд муниципального образования «Холмский городской округ», ограничению конкуренции на указанном рынке, так как не была обеспечена честная и открытая конкуренция в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

 

Важной мерой по профилактике нарушений антимонопольного законодательства является направление предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном статьей 25.7 Закона «О защите конкуренции».

 

Приведем пример.

В связи с распространением 30.03.2022 года на сайтах Сахалинской области www.sakh.сom, www.sakhalin.info, www.ostrovnaya.ru информации о прогнозируемом повышении цен на яйцо куриное производства АО «Птицефабрика Островная», Сахалинское УФАС России на основании статьи 25.7 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Сахалинское УФАС России в адрес АО «Птицефабрика Островная» направило предостережение от совершения указанных действий на рынке производства и оптовой реализации яйца куриного в Сахалинской области без учета запретов, установленных (пунктом 1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме этого, Управление указало на необходимость воздержаться от публичного размещения подобной информации с целью исключения риска нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 5 статьи 11, частью 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (координация экономической деятельности, соглашения с целью установления или увеличения цены товара) на рынке розничной реализации (в том числе через торговые сети) яйца куриного в Сахалинской области.

 

В 2022 году Сахалинским УФАС России возбуждено 10 дел по факту нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 - ФЗ «О рекламе», по четырем из которых, хозяйствующие субъекты признаны нарушившими нормы данного закона.

Решением по делу № 065/05/24-388/2022 реклама «FIRST EPIL центр удаления волос. ЭЛЕКТРОЭПИЛЯЦИЯ, ЛАЗЕРНАЯ ЭПИЛЯЦИЯ, ШУГАРИНГ. 25-20-23. firstepil.sakh» по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Мира, восточная сторона, севернее д. 9 по проезду Еланский признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 - ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В данном случае, в рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению данной медицинской услуги, необходимости получения консультации специалистов, что является нарушением части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

По результатам рассмотрения дела, рекламораспространителю было выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Предписание исполнено.

 

В 2022 году Сахалинским УФАС России было возбуждено 12 дел об административном правонарушении по факту нарушения субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (Часть 1 статья 9.21 КоАП РФ).

 

Сахалинским УФАС России в 2022 году было возбуждено 55 дел об административных правонарушениях, вынесено 28 постановлений об административных правонарушениях.

Наложено административных штрафов на общую сумму о 7 896 486 рублей, из которых оплачено 500 000 рублей. Привлечено к ответственности 9 должностных лиц, 14 юридических ли

Наверх