Доклад отдела контроля государственных закупок за 3 квартал 2020 года
07 сентября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Доклад отдела контроля государственных закупок

 

Тема: Актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе

 

Изменения, принятые в первом полугодии 2020 г.

98-ФЗ:

Пени рассчитывается от цены этапа контракта;

 

Закупки на основании п.9 ч.1 ст. 93 44-ФЗ в условиях режима повышенной готовности;

 

Можно не устанавливать требование об обеспечении контракта для закупок среди СМП, за исключением случая когда установлена выплата аванса;

 

Возможность изменения цены/срока контракта из-за распространения коронавируса и в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации;

 

Правительство Российской Федерации определяет иные случаи осуществления закупок у единственного поставщика;

 

124-ФЗ:

Сумма контракта по малым закупкам увеличена до 600 тыс. руб. Размер таких закупок от общего объема закупок увеличен до 10 %;

 

Комиссия заказчика обязана проверять участников закупки на факт привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП;

 

Обеспечение исполнения контракта с 0,5 % до 30 %;

 

Возможность изменения размера аванса по контракту из-за распространения коронавируса;

 

Требование об обеспечении гарантийных обязательств право заказчика;

 

449-ФЗ:

С 1 октября 2020 вступление в силу новый порядок осуществления запросов котировок и малых закупок.

 

Проблемы 44-ФЗ и пути решения:

В контрольной практике ФАС России часто встречаются нарушения, которые приводят к сокращению количества участников закупки и снижению конкуренции на торгах.

Согласно ежегодному Докладу о состоянии конкуренции в России, в числе основных нарушений законодательства о контрактной системе (44-ФЗ):

- нарушения в части размещения информации в ЕИС;

- нарушение порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- нарушение порядка отбора участников закупок;

- нарушение в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников торгов;

- нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

В целях совершенствования законодательства о контрактной системе Минфин, ФАС и Казначейство России совместно подготовили «оптимизационный» пакет поправок.

Ожидается, что многие положения законодательства будут принципиально изменены в целях упрощения и повышения эффективности закупочных процедур, мотивации добросовестных предпринимателей и предупреждения сговоров на торгах.

 

В частности, документ предусматривает сокращение количества способов проведения закупок, полный отказ от цикличности. Заказчику не потребуется повторно объявлять торги, если никто не пришел на них, он сможет обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком.

 

В целях борьбы с ловушками для формального отклонения участников в законопроект включены предложения ФАС России по распространению «согласия», введенного в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определенными особенностями на закупку товаров. Это позволит уйти от требований к предпринимателям заполнять многостраничные заявки и исключит искусственные причины для отклонения участников.

Для снижения возможности сговора на торгах предлагается начинать проведение аукционов через два часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг.

В рамках борьбы с «профессиональными жалобщиками» и в целях повышения качества исполнения контрактов вводится универсальная предквалификация. Подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта (договора) на сумму не менее 20% от его начальной цены для всех закупок свыше 20 млн руб.

Для развития добросовестной конкуренции вводится рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет формироваться автоматически Единой информационной системой (ЕИС) в сфере закупок на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.

Это ключевое предложение по развитию добросовестной конкуренции. Компании, за плечами которых есть большое число качественно исполненных контрактов, должны иметь экономические преференции.

В целях сбалансированности прав и обязанностей сторон совершенствуется процедура одностороннего расторжения контрактов. Предприниматели получат право обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта. Кроме того, поправки расширяют функционал ЕИС.

Все жалобы будут подаваться исключительно через эту информационную систему с автоматическим уведомлением всех заинтересованных лиц. Также в ЕИС планируется перевести всю претензионную переписку.

 

Правоприменительная практика ФАС России

Используемый/поставляемый товар (ИА/53616/20 от 25.06.2020)

Содержание автомобильных дорог (ИА/35241/20 от 24.04.2020)

Применение Постановления Правительства № 99 (ИА/43260/20 от 22.05.2020)

Энергосервисный контракт 6. Особенности закупок объектов недвижимого имущества (ИА/93181/19 от 24.10.2019)

 

ПО ВОПРОСУ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К СОСТАВУ ЗАЯВКИ (ПОСТАВЛЯЕМЫЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ТОВАР):

 

По мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров, и надлежащим исполнением требований Закона 44-ФЗ является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг.

 

 

ПО ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК НА СОДЕРЖАНИЕ/РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ:

I. На выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог города.

1) Для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого не превышает 1 миллион жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей.

Для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд. рублей.

2) Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.

 

II. На выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог субъекта Российской Федерации.

1) Для I - III климатической зоны <1> начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей.

--------------------------------

<1> I - включает в себя Юг России (тропическая зона)

II - Запад и Северо-Запад страны, территория Приморья (субтропическая зона)

III - южные районы Сибири и часть Дальнего Востока (умеренная зона).

 

Для IV и Особой климатической зоны <2> начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,4 млрд. рублей.

--------------------------------

<2> IV - Якутия, северная Сибирь, северные районы Дальнего Востока (полярная зона)

Особая зона - Район Чукотки и Заполярье.

 

Для субъекта Российской Федерации, численность населения столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд. рублей.

Для городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 3 млрд. рублей.

2) Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.

Учитывая изложенное, ФАС России считает необходимым в целях формирования единообразной практики территориальным органам руководствоваться указанными критериями формирования лота при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок.

Дополнительно ФАС России сообщает, что принятие решения заказчиком о формировании лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог на срок более 6 месяцев с меньшими значениями начальной (максимальной) цены контракта, по мнению ФАС России, будет способствовать расширению конкуренции на данном товарном рынке и дополнительной экономии бюджетных средств.

Приложенные файлы
Доклад_отдела_контроля_государственных_закупок_2-1601327894.doc (60,5 КБ)
Наверх