ДОКЛАД Сахалинского УФАС России с обобщенными результатами правоприменительной практики в сфере антимонопольного контроля, государственных закупок
14 сентября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

Сахалинского УФАС России

с обобщенными результатами правоприменительной практики в сфере антимонопольного контроля

 

Данный доклад подготовлен в рамках реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» для информирования хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях соблюдения ими обязательных требований антимонопольного законодательства.

 

Государственная политика в области развития конкуренции

21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным издан Указ №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Этим указом утвержден «Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы»

Эти документы являются документами стратегического планирования и восходят к статьям 8 и 34 Конституции Российской Федерации, которыми гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности в Российской Федерации и признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно Стандарту развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства от 05.09.2015 №1738-р, все отраслевые ведомства сейчас готовят дорожные карты по развитию конкуренции.

Стандарт предусматривает установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики.

 

Мероприятия Национального плана направлены на обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации условий конкуренции при которых обеспечивается, присутствие не менее трех хозяйствующих субъектов, при чем один из которых должен относится к частному бизнесу;

снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

В целях реализации государственной политики по развитию конкуренции Правительством РФ будут определяться перечни субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих иные регулируемые виды деятельности, утверждение инвестиционных программ которых и рассмотрение отчетов об исполнении указанных программ будет осуществлять Правительство Российской Федерации.

Таким образом, деятельность субъектов естественных монополий занятых в сферах

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

становится прозрачной, правительство может увидеть, каким образом субъекты расходуют полученные в результате тарифного регулирования средства направленные на развитие деятельности, расширение инфраструктуры, сможет понять, нужно ли индексировать тарифы, а может быть и уменьшить.

Правительство обеспечит принятие правил недискриминационного доступа на товарные рынки услуг общедоступной почтовой связи и портов, предоставляемых субъектами естественных монополий.

Указанное в отношении портов очень актуально для Сахалинской области, Сахалинское УФАС России видит угрозу экономике в действиях монополистов, распоряжающихся инфраструктурой портов, допускаются действия по монополизации смежных рынков, например грузовых перевозок автотранспортом, создаются условия ограниченного доступа к услугам СЕМ в портах, дискриминационные условия по очередности получения таких услуг.

Сахалинское УФАС Россматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении таких субъектов, но к сожалению, информация о фактах нарушений продолжает поступать.

Президентом поставлена задача по утверждению планов мероприятий по развитию конкуренции на 2018 - 2020 годы и ожидаемых результатов развития конкуренции; утверждению планов мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Нужно отметить, что переход от состояния естественных монополий к свободному рынку позволит в некоторых случаях снизить контрольную нагрузку от государства в отношении небольших хозяйствующих субъектов.

Это актуально, например, при доставке грузов на Курильские острова морским транспортом. Фактически каждый хозяйствующий субъект, занятый погрузкой разгрузкой грузов в порту является СЕМ, деятельность которого подлежит государственному регулированию в том числе и ценовому.

В настоящее время сложилась ситуация, когда морские суда могут быть оборудуются погрузочными устройствами и сами могут осуществлять указанные работы, без привлечения сил порта, тем более если таких сил в порту нет. В указанном случае регулирование каждого судна, самостоятельно разгружающегося в порту не имеет смысла.

Президент указывает на необходимость снижения уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции.

Эта работа уже ведется, например Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривает процедуры направления жалоб на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

3) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, выраженные в:

а) незаконном отказе в приеме документов, заявлений;

б) предъявлении к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

в) нарушении установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

г) предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)

Указанные меры позволяют сократить сроки получения услуг, исключить необоснованные требования к получателям услуг.

План предусматривает повышение эффективности деятельности антимонопольных органов, одним из важнейих направлений является принятие мер, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках антимонопольного комплаенса.

Федеральная антимонопольная служба при подготовке и представлении в Правительство Российской Федерации доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации согласно плану будет включать в него информацию об оценке состояния и основные тенденции развития конкуренции в Российской Федерации, в том числе с учетом показателей международных организаций;

сведения о выполнении мероприятий (в том числе планов развития конкуренции), достижении ключевых показателей, предусмотренных Национальным планом;

основные проблемы, тенденции и предложения по развитию конкуренции в отдельных отраслях;

оценке состояния конкуренции в субъектах Российской Федерации;

оценке состояния конкуренции институтами гражданского общества;

Предусмотренные иные действия по развитию конкуренции, выполняемые федеральными органами исполнительной власти, государственными компаниями и государственными корпорациями, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

 

Правоприменительная деятельность Сахалинского УФАС в области контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

 

Сахалинское УФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на территории Сахалинской области.

Реализацию полномочий ФАС России осуществляет под девизом: «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России».

Работа в сфере интересов субъектов предпринимательства осуществляется в соответствии с основным принципом Сахалинского УФАС России - обеспечение защиты конкуренции на товарных рынках.

 

Неотъемлемой частью работы Сахалинского УФАС России является проведение мониторинга цен на потребительских рынках.

В частности, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» на основании Поручения ФАС России Сахалинским УФАС России проводится ежеквартальный мониторинг оптово-отпускных цен на продовольственные товары согласно утвержденному перечню:

- говядина (кроме бескостного мяса);

- свинина (кроме бескостного мяса);

- куры (кроме куриных окорочков);

- рыба мороженая неразделанная;

- масло сливочное;

- молоко питьевое;

- картофель;

- капуста белокочанная свежая;

- лук репчатый;

- морковь;

- яблоки.

В связи с тем, что товарные рынки оптовой торговли продовольственными товарами является низкоконцентрированными, с развитой конкурентной средой, на которых отсутствуют доминирующие хозяйствующие субъекты, мониторинг в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую реализацию товаров из приведенного перечня, проводится выборочным методом (в отношении более 30 хозяйствующих субъектов - юридических лиц и ИП).

Следует также отметить, что в силу Закона «О защите конкуренции» положение ряда хозяйствующих субъектов не может быть признано доминирующим, (учредителем юридического лица является физическое лицо (физические лица), юридическое лицо и ИП не входит в группу лиц с иными организациями, размер выручки за предыдущий год не превышает 400 млн. руб.).

В марте 2018г. проводился ежеквартальный мониторинг оптово-отпускных цен за период I кв.

В июне 2018г. - II кв.

В сентябре 2018г. - III кв.

На основании поручения ФАС России по результатам мониторинга при выявлении повышения оптово-отпускных цен более чем на 5% по отношению к предыдущему периоду, Сахалинское УФАС России проводит контрольные мероприятия, направленные на выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе проведения контрольных мероприятий, Сахалинским УФАС России направляются запросы в адрес хозяйствующих субъектов, рост оптово-отпускных цен которых превышают 5% по сравнению с предыдущим периодом (кварталом), с целью установления причин повышения.

По данным мониторинга, проведенного в марте 2018 года, было зафиксировано повышение цен на следующие виды продовольственных товаров:

- молоко питьевое, масло сливочное;

- рыбу;

- овощи (картофель, морковь, лук репчатый).

Согласно данным мониторинга, проведенного в июне 2018г. был зафиксирован рост цен на следующую продукцию:

- молоко питьевое;

- рыбу;

- овощи (капуста белокочанная свежая, морковь, лук репчатый).

В ходе проведения мероприятий, направленных на выявление причин повышения цен и наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, было установлено, что основными причинами роста оптово-отпускных цен является рост закупочных цен и повышение себестоимости продукции.

В ходе проведения мониторинга в сентябре 2018г. зафиксировано повышение цен свыше 5% на следующие виды продовольственных товаров:

- говядину на кости;

- свинину;

- мясо кур;

- молоко питьевое, масло сливочное;

- овощи: морковь, картофель, капуста белокочанная свежая;

- яблоки.

Согласно документированным сведениям, представленными хозяйствующими субъектами, причинами роста цен на продовольственные товары (молочная продукция, говядина, свинина, мясо кур, яблоки) явились следующие факторы:

- рост закупочных цен при перепродаже товаров;

- повышение себестоимости продукции, в том числе:

а) индексация заработной платы работников предприятия;

б) увеличение расходов на сырье и вспомогательные материалы;

в) рост цен на ГСМ.

г) повышение стоимости на комбикорм и добавки для кормления скота.

Таким образом, цены повышались по объективным причинам и признаки нарушения антимонопольного законодательства у субъектов мониторинга не выявлены.

После 02.02.2015 г. звонков на «горячую линию» Сахалинского УФАС по ценам на социально-значимые продовольственные товары не поступало.

Кроме того, Сахалинским УФАС России на постоянной основе проводится мониторинг мелкооптовых и розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо.

Продавцом, занимающим доминирующее положение на товарных рынках розничной реализации автомобильных бензинов в границах девяти муниципальных образований Сахалинской области является ООО «РН-Востокнефтепродукт». Также ООО «РН-Востокнефтепродукт» является продавцом, занимающим доминирующее положение на товарных рынках мелкооптовой реализации автомобильных бензинов на острове Сахалин автомобильных марок: АИ-98, АИ-95, АИ-92, ДТ.

В связи с этим, Сахалинским УФАС России осуществляется постоянный контроль за розничными и мелкооптовыми ценами на нефтепродукты, установленными ООО «РН-Востокнефтепродукт».

В силу положений Закона «О защите конкуренции» не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов в муниципальных образованиях Сахалинской области, могут занимать доминирующее положение на товарном рынке, не смотря на размер доли на рынке, ввиду того, что не попадают под критерии статьи 5 Закона «О защите конкуренции».

Следовательно, на них не распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в соответствии с поручением ФАС России и указанием Правительства Российской Федерации № ИС-205в от 29.04.2011 года проводит еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты, реализуемых ООО «РН-Востокнефтепродукт», а также независимыми хозяйствующими субъектами (мониторинг проводится выборочным методом).

Следует отметить, что в соответствии с поручением ФАС Росси, начиная с июня 2018 года, мониторинг розничных цен на автомобильное топливо в отношении ООО «РН-Востокнефтепродукт», а также ряда независимых хозяйствующих субъектов проводится Сахалинским УФАС России в ежедневном режиме.

При каждом повышении ООО «РН-Востокнефтепродукт» мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, Сахалинским УФАС России проводится антимонопольное расследование по выявлению причин такого повышения.

Согласно проведенным мероприятиям, по состоянию на 28 сентября 2018г., был зафиксирован рост розничных цен на нефтепродукты, реализуемые ООО «РН-Востокнефтепродукт», по сравнению с началом года (01.01.2018г.), по следующим маркам автомобильного бензина:

- АИ-98 на 0,50 руб. или 1,04%;

- АИ-95 на 0,50 руб. или 1,13%;

- АИ-92 на 0,50 руб. или 1,17%;

- АИ-80 на 0,50 руб. или 1,26%;

- ДТл на 2,20 руб. или 4,81%.

Последнее повышение розничных цен на нефтепродукты было зафиксировано 29.05.2018г.

Кроме того, по состоянию на 28 сентября 2018г. было установлено повышение мелкооптовых цен на нефтепродукты, реализуемые ООО «РН-Востокнефтепродукт», по сравнению с началом года (01.01.2018г.) по следующим маркам автомобильного бензина:

- АИ-98 на 2 200 руб./т или 3,65%;

- АИ-95 на 3 500 руб./т или 6,42%;

- АИ-92 на 3 200 руб./т или 6%;

- ДТл на 1 700 руб./т или 3,11%.

Последнее повышение мелкооптовых цен на нефтепродукты было зафиксировано 08.09.2018г.

С 10.08.2018г. мелкооптовая реализация автомобильного бензина марки АИ-80 ООО «РН-Востокнефтепродукт» не осуществляется. Мелкооптовая реализация данной марки бензина осуществляется АО «Петросах», занимающим доминирующее положение на рынке мелкооптовой реализации низкооктанового бензина.

По результатам антимонопольного расследования установлено, что причиной повышения мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое ООО «РН-Востокнефтепродукт», является рост закупочных цен.

При этом рост закупочных цен значительно превышает рост мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое ООО «РН-Востокнефтепродукт» в Сахалинской области.

По результатам рассмотрения ежемесячно представляемых ООО «РН-Востокнефтепродукт» оперативных фактических материалов в совокупности критериев статьи 6 Закона «О защите конкуренции» нельзя сделать вывод о том, что цены розничной и мелкооптовой реализации автомобильного топлива превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Занимая доминирующее положение на рынке мелкооптовой реализации автомобильного топлива, ООО «РН-Востокнефтепродукт» является основным поставщиком автомобильных бензинов и дизельного топлива для иных розничных продавцов Сахалинской области. Соответственно, при повышении мелкооптовых цен на автомобильное топливо, реализуемое ООО «РН-Востокнефтепродукт», растет розничная цена на АЗС иных розничных продавцов региона.

Необходимо также учесть, что в стоимости автомобильного топлива, реализуемого ООО «РН-Востокнефтепродукт» на Сахалине, значительная доля транспортной составляющей, поскольку его доставка на Сахалин осуществляется как нефтеналивными судами из портов Приморья в порт Корсаков (дизельное топливо и АИ-92), так и посредством паромной переправы на линии Ванино-Холмск с последующей доставкой топлива по железной дороге до баз хранения Сахалинской области (АИ-80, АИ-98).

  • образом, на сегодняшний день по результатам проведенного мониторинга мелкооптовых и розничных цен на автомобильное топливо, а также представленных материалов, признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «РН-Востокнефтепродукт» не выявлены.

 

Антимонопольный орган защищает добросовестных предпринимателей, соблюдающих закон и действующих согласно принципам добросовестной конкуренции, от проявлений монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции со стороны конкурентов; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Такая защита происходит в результате рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдачи предписаний о прекращении таких нарушений, контроль за исполнением таких предписаний и привлечение к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В целях профилактики нарушений обязательных требований антимонопольного законодательства УФАС по Сахалинской области обобщило практику выявленных за три квартала 2018 года нарушений антимонопольного законодательства и ряда административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрены КоАП РФ.

 

В рассматриваемый период Сахалинским УФАС России возбуждено 11 дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотрено по существу 4 дела, в двух случаях хозяйствующие субъекты были признаны нарушившими антимонопольное законодательство, им выдано 3 предписания о прекращении такого нарушения, одно из которых исполнено.

 

Приведем несколько примеров:

Дело № 08-46/2017 возбуждено Сахалинским УФАС России по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Решением Комиссии Сахалинского УФАС России по делу Общество с ограниченной ответственностью «Морская тальманская служба» (ИНН 6504009765) признано нарушившим запреты, установленные статьёй 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в форме злоупотребления доминирующим положением субъектом естественной монополии, которое привело к ущемлению интересов ООО МАК «Гарант-Инвест» или могло привести к ущемлению интересов иных лиц - хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

Установлено, что между ООО «Морская тальманская служба» и ООО Морская агентирующая компания «Гарант-Инвест» заключен договор на обработку, обслуживание трамповых судов и грузов которым установлены тарифные сетки, не предусмотренные Приказом ФСТ России «Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «Корсаковский морской торговый порт», а именно:

- тарифы на швартовые операции и предоставление причалов в порту Корсаков;

- тарифы на предоставление причалов в порту Корсаков;

- ставки на складскую переработку контейнеров и генеральных грузов, ставок на сверхнормативное каботажное хранение, а так же дополнительные услуги;

- тарифы на услуги хранения в судовых секциях зон таможенного контроля порта Корсаков;

- тарифы на погрузку и выгрузку грузов из необорудованных и неприспособленных судов, грузов со специальными креплениями, и нетарированных по стандарту грузов.

Вместе с тем цены (тарифы) на предоставляемые услуги в порту г. Корсаков ООО «МорТС» должны быть установлены регулирующим органом.

ООО «МорТС», применяя самостоятельно установленные тарифы на услуги субъектов естественных монополий в морских портах, допустил нарушение установленного законодательством порядка ценообразования, что свидетельствует о наличии в его действиях признаков нарушения положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «МорТС» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Арбитражным судом Сахалинской области рассмотрена жалоба ООО «МорТС» на решение и предписание антимонопольного органа. В удовлетворении жалобы отказано.

ООО «МорТС» и виновное и должностное лицо привлечены к административной ответственности

 

Дело № 08-59/2017 возбуждено Сахалинским УФАС России по признакам нарушения запретов, установленных статьёй 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» (ИНН 6504020825).

Как следует из материалов дела приказом АО «КМТП» №16/3-П-ОД от 20.03.2017 г. введено в действие Положение «О пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной ифраструктуры Акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» «Северный погрузрайон «АО «КМТП» МКО-0000482» «Южный грузопассажирский терминал» МКО-0000759» (упоминаемое как Положение).

Положением АО «КМТП» установлены следующие требования к порядку пропуска автотранспорта.

10.1. Проезд автотранспорта через КПП осуществляется только при наличии транспортного пропуска установленного образца с отметкой о согласовании пограничной службой.

10.2. Грузовой автотранспорт проезжает через КПП по пропускам при наличии у водителя документов, удостоверяющих личность, водительского удостоверения, материального пропуска.

10.4.Транспорт, следующий через КПП, подлежит ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ проверке работником охраны.

Установлены обязанности водителей при прибытии на КПП

Высадить пассажиров из автомобиля для прохода тех через КПП;

Остановить транспортное средство и поставить его на стояночный тормоз;

Выйти из кабины, предъявить документы, удостоверяющие личность и пропуск;

Предъявить документы на транспорт и перевозимый груз (материальный пропуск, свидетельство о регистрации транспортного средства или спецтехники);

Подготовить транспортное средство к проверке на наличие перевозимого груза и пассажиров;

Беспрекословно выполнять правомерные требования сотрудников охраны по соблюдению правил, установленных Положением.

Из видеозаписей, рассмотренных Комиссией, следует, что водители автомобилей ООО «Порт-Гарант» указанные обязанности не исполняют, автомобили досмотру не подвергаются.

ООО «Порт-Гарант», ООО «Морская тальманская служба», ООО «Корсаковский стивидорный сервис», ОАО «Корсаковский морской торговый порт» составляют одну группу юридических лиц – хозяйственных обществ, отвечающих признакам, установленным в статье 9 Закона «О защите конкуренции».

Как это закреплено в части 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации участник хозяйственного общества обладает такими основными правами: участвовать в управлении делами общества, принимать участие в распределении прибыли общества, участником которого он является.

На этом основании уместно полагать, что ОАО «Корсаковский морской торговый порт» имеет коммерческие интересы в отношении ООО «Корсаковский стивидорный сервис», ООО «Морская тальманская служба», ООО «Порт-Гарант» заключающиеся в получении последними максимальной возможной прибыли от хозяйственной деятельности в силу целей создания указанных юридических лиц.

Частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Исследованы видеозаписи, которые свидетельствуют о совершении АО «КМТП» действий в контрольно-пропускном пункте северного погрузрайона в результате которых транпортные средства, принадлежащие ООО «Порт-Гарант», не подвергаются досмотру, вопреки пунктам 10.4-10.6 Положения.

Указанные действия носят характер злоупотребления доминирующим положением с целью получения преимуществ лицом, входящим с субъектом естественной монополии в одну группу лиц, указанные действия характеризуются ограничением условий доступа на рынок грузовых перевозок из/в порт Корсаков и ограничением конкуренции на указанном рынке.

Таким образом, Акционерное общество «Корсаковский морской торговый порт» создало и поддерживало условия несоблюдения Положения «О пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной ифраструктуры Акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» «Северный погрузрайон «АО «КМТП» МКО-0000482» «Южный грузопассажирский терминал» МКО-0000759» в отношении ООО «Порт-Гарант», злоупотребило доминирующим положением на рынке оказания услуг в портах при обеспечении порядка в порту, допустив ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, при этом, с целью получения преимуществ лицом, входящим с субъектом естественной монополии в одну группу лиц, создало и поддерживает условия для ограничения доступа на рынок грузовых перевозок из/в порт Корсаков, ущемления интересов хозяйствующих субъектов, ограничения конкуренции на указанном рынке, что свидетельствует о наличии в его действиях нарушения части 1 статьи 10 Закона О защите конкуренции.

Акционерному обществу «Корсаковский морской торговый порт» выдано обязательное к исполнению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем обеспечения единых условий доступа в Корсаковский морской торговый порт для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке автомобильных грузовых перевозок, доставляющих грузы из/в Корсаковский морской торговый порт. Общество уведомило антимонопольный орган об исполнении предписания.

Акционерное общество и виновное должностное лицо подвергнуты административному наказанию

 

Дело № 08-78/2017 возбуждено Сахалинским УФАС России по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

ООО «ТСК» необоснованно повышало цены на услуги хранения топлива для нужд ЗАО «Энергия Южно-Курильская» в объеме около 7000 тонн в год:

- за 2016 год 1 191 100 (один миллион сто девяносто одна тысяча сто) рублей;

- за 2017 год 15 807 863 (пятнадцать миллионов восемьсот семь тысяч восемьсот шестьдесят три) рубля;

-за 2018 год 19 104 568 (девятнадцать миллионов сто четыре тысячи пятьсот восемьдесят шесть) рублей.

При включении указанных сумм в тариф на производимую ЗАО «Энергия Южно-Курильская» электрическую энергию могут быть ущемлены интересы хозяйствующих субъектов и неопределенного круга лиц. Ущемление интересов указанных лиц произойдет в результате увеличения тарифа на потребляемую электрическую энергию, и, как следствие, повышение цены потребляемой электрической энергии.

При рассмотрении дела Сахалинским УФАС России произведены расчеты и установлено, что ущерб от действий ООО «ТСК», выразившийся в установлении приказом № 3 от 10.01.2017г. тарифов на прием, хранение и отпуск топлива, принятое на хранение, и включение в договор хранения №02-Х/2017 от 14.06.2017г. условия об уплате за услуги по приемке, хранению, оформлению, перевалке нефтепродуктов для ЗАО «Энергия ЮК» суммы в размере 15 807 863 рублей за год (без НДС) составит от 2 385 708 рублей до 14 324 430 рублей.

Решением по делу № 08-78/2017 Общество с ограниченной ответственностью «Топливо-снабжающая компания» (ИНН 6518008352) признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по хранению нефтепродуктов в границах п.г.т. Южно-Курильск и нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в форме злоупотребления доминирующим положением, которое привело или могло привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Решается вопрос о привлечении к административной отвественности ООО «Топливо-снабжающая компания» и виновного должностного лица

 

 

Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

 

Решением по делу № 08-01/2018 ООО «Современные информационные технологии», ООО «Росстайл, индивидуальный предприниматель признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

При проведении электронного аукциона № 0361200015017000609 на поставку труб полиэтиленовых для пополнения областного аварийного резерва ответчикам заранее было известно, что их заявки будут признаны не соответствующими требованиям документации об аукционе, и они не будут признаны победителями аукциона. Снижая начальную (максимальную) цену аукциона почти на 50 процентов, указанные участники понимали, что такое существенное снижение не позволит иным участникам предложить цену ниже, поскольку эта цена не может быть экономически обоснована. Тем самым ответчики обеспечивали победу необходимому участнику аукциона.

В соответствии с предоставленной оператором информации все предложения участников аукциона ООО «Современные информационные технологии», ИП, ООО «Росстайл» сделаны с одного IP-адреса – 5.137.154.142.

Анализируя предоставленные оператором электронной площадки материалы сделан вывод о том, что данная тактика поведения на торгах применялась ООО «Современные информационные технологии», ИП Шалагиной Л.А., ООО «Росстайл» на иных аукционах.

ООО «Росстайл» добровольно заявило о заключении ООО «Росстайл» недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а так же об отказе от дальнейшего участия в соглашении.

Аналогичные письменные пояснения были представлены от индивидуального предпринимателя.

 

Практика по статье 17 Закона «О защите конкуренции».

 

Решением по делу №08-01/2018 муниципальное казенное учреждение «Пассажирский транспорт города Южно-Сахалинска» признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

При проведении электронного аукциона (извещение № 0161300000117001007) «Приобретение электронно-информационных табло для остановочных пунктов общественного транспорта муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» организатор торгов – МКУ «Пассажирский транспорт г. Южно-Сахалинска необоснованно включило в проект муниципального контракта (пункт 3.1.2) – обязанность поставщика - предоставить сертификат от ООО «Автоматизированные системы контроля» о совместимости поставляемого товара.

При этом действующее законодательство РФ, для подтверждения совместимости поставляемого Товара (электронно-информационные табло для остановочных пунктов общественного транспорта) с ПО «АСК - Навигация: Пассажирский транспорт» не предусматривает получение такого документа как - сертификат.

С учетом Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» выдача сертификатов соответствия требованиям нормативных документов может производить организация, имеющая аккредитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. По сведениям из открытых источников (Реестр Федеральной службы аккредитации, реестр Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОССТАНДАРТ) ООО «Автоматизированные системы контроля» среди органов по сертификации продукции и услуг, а так же среди органов, применяющих системы добровольной сертификации не значится.

 

Практика по статье 16 Закона «О защите конкуренции».

 

Сахалинским УФАС России рассмотрено дело №08-110/2017 в отношении Министерства сельского хозяйства Сахалинской области, акционерного общества «Совхоз Корсаковский», открытого акционерного общества «Агро-Союз Дальний Восток».

При рассмотрении дела установлено следующее.

В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717, Закона Сахалинской области от 15.07.2011 №81-ЗО «О развитии сельского хозяйства Сахалинской области», во исполнение распоряжения Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 №728-р «Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области» постановлением правительства Сахалинской области от 06.08.2013 №427 утверждена Государственная программа «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы».

При этом Министерству финансов Сахалинской области и министерству экономического развития Сахалинской области поручено предусмотреть финансирование программы в законах об областном бюджете Сахалинской области. Ответственным исполнителем программы является Минсельхоз СО.

В целях реализации Государственной программы на 2016 год Минсельхоз СО и унитарное сельскохозяйственное предприятие «Совхоз Корсаковский» заключили соглашение от 29.02.2016г. согласно которому Минсельхоз СО оказывает поддержку в виде субсидий из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.

В областном бюджете Сахалинской области на 2016 год предусмотрели распределение бюджетных ассигнований на предоставление органами государственной власти Сахалинской области, осуществляющими функции в соответствующей сфере деятельности, бюджетных инвестиций юридическим лицам, в том числе АО «Совхоз Корсаковский» на сумму 220 000 000 рублей на реализацию комплекса мероприятий по развитию акционерного общества.

Маткриалами дела установлено, что 13-14 июня 2016г. в Минсельхозе Амурской области под председательством исполняющего обязанности министра состоялось совещание по вопросу погашения задолженности ОАО «Агро-Союз ДВ» перед АО «Росагролизинг», а также неисполнения мирового соглашения по погашению задолженностей. Между АО «Росагролизинг» и ОАО «Агро-Союз ДВ» был заключен договор финансовой аренды (лизинга) от 09.07.2012г. №0320318, предметом лизинга является КРС.

С 2013 года у ОАО «Агро-Союз ДВ» появилась задолженность по обязательствам перед АО «Росагролизинг», которая не погашена. На совещании присутствовали генеральный директор ОАО «Агро-Союз ДВ», представители ветеринарных служб Амурской области и министр сельского хозяйства Сахалинской области. С целью решения вопроса о погашении задолженности директор ОАО «Агро-Союз ДВ» предложил продать КРС. В качестве контрагента по сделке были указаны сельхозпредприятия Сахалинской области, в том числе АО «Совхоз Корсаковский». Со своей стороны министр подтвердил возможность совершения такой сделки.

14.06.2016г. Минсельхоз СО вышло с предложением к Министерству финансов СО об увеличении финансирования Государственной программы путем внесения изменений в Закон Сахалинской области от 25.12.2015г. №124-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2016 год» с целью приобретения в том числе АО «Совхоз Корсаковский» поголовья крупного рогатого скота мясного направления на сумму 100 000 000 рублей. В предложении было точно указано место приобретения КРС – в Амурской области и срок поставки скота – сентябрь 2016 года. Главный распорядитель бюджетных средств – Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.

Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области и АО «Совхоз Корсаковский» 26.08.2016г. подписали договор №1/16 об участии Сахалинской области в собственности субъекта инвестиций, согласно которому Сахалинская область участвует в собственности Общества в форме бюджетных инвестиций, которое оформляется взносом в уставный капитал АО «Совхоз Корсаковский» на основании отдельно заключаемого договора купли-продажи ценных бумаг.

29.08.2016г. между Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области и АО «Совхоз Корсаковский» заключен договор купли - продажи акций №2/16 на сумму 220 000 000 рублей. Таким образом в распоряжении общества появились деньги на покупку КРС.

Было заключено соглашение о намерениях по продолжению сотрудничества в части передачи КРС мясного направления в Сахалинскую область, подписанного Минсельхозом СО и ОАО «Агро-Союз ДВ» 30.08.2016г. в городе Благовещенск, Амурской области.

Из текста документа следует, что Соглашение стороны подписали, руководствуясь ранее достигнутыми соглашениями о поставках КРС мясного направления между губернатором Сахалинской области и генеральным директором АО «Росагролизинг».

Стороны указали в соглашении о заинтересованности каждой в реализации проекта по передаче КРС хозяйствующим субъектам Сахалинской области, соглашение считается оконченным в момент заключения договора покупки КРС хозяйствующими субъектами Сахалинской области.

АО «Совхоз Корсаковский» в закупочной деятельности обязано руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

01.09.2016г. ОАО «Агро-Союз ДВ» и АО «Совхоз Корсаковский» заключили договор купли-продажи животных без проведения конкурентных процедур на сумму 47 202 800 рублей.

Согласно собранным доказательствам указанная закупка проводилась АО «Совхоз Корсаковский» под контролем и с указаниями сотрудников Минсельхоза СО, министра и заместителя министра сельского хозяйства Сахалинской области, без проведения процедур, предусмотренных положением. Поставщик был отобран также в Минсельхозе СО .

При указанных обстоятельствах Минсельхоз СО произвел действия по отбору поставщика крупного рогатого скота для его приобретения АО «Совхоз Корсаковский» самостоятельно, используя властные полномочия, как при заключении соглашения с ОАО «Агро-Союз ДВ», предоставив ему определенные гарантии в совершении сделки, так и при заключении договора, согласовывая его условия и обязав совершить указанную сделку руководителя АО «Совхоз Корсаковский» без соблюдения процедур, установленных Положением о закупках предприятия.

В последующем при участии Минсельхоза СО производились следующие действия, направленные на исполнение соглашения по поставке скота, приобретенного по договору купли-продажи, заключенному АО «Совхоз Корсаковский» и ОАО «Агро-Союз ДВ».

В соответствии с платежными поручениями, имеющимися в материалах дела, оплата АО «Совхоз Корсаковский» за КРС осуществлялась не на счет продавца, а непосредственно на счет АО «Росагролизинг» произошла полная оплата по договору 47 202 800 (сорок семь миллионов двести две тысячи восемьсот) рублей.

Специалисты и представители сторон исследуемых отношений выезжали на территорию Амурской области для отбора и изъятия крупного рогатого скота.

Поголовье передано в АО «Совхоз Корсаковский». Акт подписан представителями АО «Росагролизинг», АО «Совхоз Корсаковский», ОАО «Агро-Союз ДВ».

Такой порядок расчетов и действий по фактической передаче КРС может быть осуществлен только при наличии соглашений между сторонами сделок купли-продажи КРС и сделки финансовой аренды (лизинга) КРС. Указанное поведение АО «Совхоз Корсаковский», АО «Росагролизинг», ОАО «Агро-Союз ДВ» полностью соответствует решениям о последующем поведении хозяйствующих субъектов, принятых на совещании Минсельхоза Амурской области и Минсельхоза СО 13-14 июня 2016 года и заключенному соглашению о намерениях по продолжению сотрудничества в части передачи КРС мясного направления в Сахалинскую область, подписанного Минсельхозом СО и ОАО «Агро-Союз ДВ» 30.08.2016г.

Далее, в материалах дела №08-110/2017 представлен договор перевозки животных автомобильным транспортом от 22.09.2016 № 009, заключенный между ООО «Регион-Транс» (Перевозчик) и АО «Совхоз Корсаковский» (Заказчик), согласно которому перевозчик осуществляет поставку КРС заказчику в количестве 380 голов,.

КРС переданный ОАО «Агро-Союз ДВ» по договору купли-продажи от 01.09.2016г. АО «Совхоз Корсаковский», находился в собственности АО «Росагролизинг» и был передан ОАО «Агро-Союз ДВ» в рамках договора финансовой аренды (лизинга).

Право собственности на часть предмета лизинга перешло к ОАО «Агро-Союз ДВ» на основании дополнительного соглашения №9 от 30.12.2016 к договору №0320318.

Законом предусмотрено, что предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

Материалы дела свидетельствуют о том, что АО «Росагролизинг» известно о совершении сделки, так как общество получало плату за КРС до принятия решения о передаче права собственности.

В указанном случае КРС являлся собственностью АО «Росагролизинг», поэтому мог быть передан от ОАО «Агро-Союз ДВ» другому лицу только с согласия АО «Росагролизинг». В рассматриваемых отношениях АО «Росагролизинг» своим бездействием по отношению к передаче прав на предмет лизинга выразило молчаливое согласие на совершение сделки между ОАО «Агро-Союз ДВ» и АО «Совхоз Корсаковский». Подобное поведение АО «Росагролизинг» как собственника имущества свидетельствует о намерении исполнять соглашения, достигнутые на совещании Минсельхоза Амурской области и Минсельхоза СО 13-14 июня 2016 года и намерения действовать во исполнение соглашения о намерениях по продолжению сотрудничества в части передачи КРС мясного направления в Сахалинскую область, подписанного Минсельхозом СО и ОАО «Агро-Союз ДВ» 30.08.2016г.

Кроме того не являясь фактическим собственником КРС ОАО «Агро-Союз ДВ» не смогло бы участвовать в конкурентных процедурах определения поставщика КРС для нужд АО «Совхоз Корсаковский».

ОАО «Агро-Союз ДВ» было заинтересовано в совершении сделки по причине влияния негативных обстоятельств на хозяйственную деятельность предприятия. У предприятия образовалась задолженность перед лизингодателем АО «Росагролизинг». Задолженность возникла по причинам, связанных с падежом скота и отсутствием кормовой базы ввиду стихийного бедствия – наводнения. Указанные обстоятельства подтверждаются обяснениями сотрудников АО «Росагролизинг», ОАО «Агро-Союз ДВ» (объяснения сотрудников в материалах дела под грифом «Для служебного пользования»), письменными пояснениями АО «Росагролизинг», ОАО «Агро-Союз ДВ».

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссия пришла к выводу о том, что целям Государственной программы «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» более соответствует покупка племенного КРС в категории «нетели» и «быки» с целью более долгосрочного и эффективного использования репродуктивных свойств животных.

Поэтому, предмет договора купли-продажи от 01.09.2016г. – животные в возрасте от 5 лет в категории «коровы» и «быки» является менее предпочтительным.

Используя конкурентные процедуры АО «Совхоз Корсаковский» мог получить преимущественные условия предоставления КРС по качеству. Кроме того, в качестве потенциального поставщика КРС мог выступить и АО «Росагролизинг» предложив более выгодные условия по цене или предоставления КРС на условиях лизинга.

Комиссия решила, что при указанных обстоятельствах Минсельхоз СО, предприняло следующие действия для ограничения или устранения конкуренции на рынке (купли-продажи) поставки КРС на территории Сахалинской области:

- в силу возложенных на него обязанностей по реализации положений Государственной программы «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», предприняло действия по созданию финансовых условий для покупки КРС АО «Совхоз Корсаковский», а именно заключило соглашение от 29.02.2016г. согласно которому Минсельхоз СО оказывает поддержку в виде субсидий из областного бюджета; вышло с предложением к Министерству финансов СО об увеличении финансирования Государственной программы с целью приобретения в том числе АО «Совхоз Корсаковский» поголовья крупного рогатого скота мясного направления на сумму 100 000 000 рублей;

- произвело отбор поставщика КРС о чем свидетельствуют объяснения сотрудников АО «Росагролизинг», указание в предложении об увеличении финансирования Государственной программы места приобретения КРС – в Амурской области и срок поставки скота – сентябрь 2016 года;

- заключило 30.08.2016г. с ОАО «Агро-Союз ДВ» Соглашение о намерениях по продолжению сотрудничества в части передачи КРС мясного направления в Сахалинскую область, тем самым предоставив последнему гарантии заключения договора и успешного совершения сделки с третьим лицом АО «Совхоз Корсаковский»;

- координировало действия АО «Совхоз Корсаковский» при заключении сделки, акцептировало оплату поставленного скота, контролировало поставку КРС.

АО «Совхоз Корсаковский», предприняло следующие действия для ограничения или устранения конкуренции на рынке (купли-продажи) поставки КРС на территории Сахалинской области:

-отказалось от проведения конкурентных процедур определения поставщика КРС;

- по указаниям Минсельхоза СО заключило 01.09.2016г. с ОАО «Агро-Союз ДВ» договор купли-продажи животных, исполнило договор, производило оплату поставки КРС.

ОАО «Агро-Союз ДВ», предприняло следующие действия для ограничения или устранения конкуренции на рынке (купли-продажи) поставки КРС на территории Сахалинской области:

-заключило 30.08.2016г. с Минсельхозом СО Соглашение о намерениях по продолжению сотрудничества в части передачи КРС мясного направления в Сахалинскую область;

- заключило 01.09.2016г. с АО «Совхоз Корсаковский» договор купли-продажи животных без проведения конкурсных процедур, хотя при условиях добросовестного поведения, должно и могло знать о необходимости проведения АО «Совхоз Корсаковский» указанного вида закупки с учетом положений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом действия Минсельхоза СО создали возможность для АО «Совхоз Корсаковский» и ОАО «Агро-Союз ДВ» в одностороннем порядке воздействовать на условия реализации товара на рынке (купли-продажи) поставки КРС на территорию Сахалинской области ограничивая конкуренцию на указанном рынке. Соглашение в равной степени отвечало целям каждого из участников.

Соглашение между Минсельхозом СО, ОАО «Агро-Союз ДВ», АО «Совхоз Корсаковский», выразившееся с согласованием условий и координацией действий при заключении и исполнении договора купли-продажи КРС, заключении и исполнении договора купли-продажи КРС без проведения конкурентных процедур, ограничили конкуренцию путем ограничения доступа хозяйствующих субъектов на рынок (купли-продажи) поставки КРС на территорию Сахалинской области, и являются нарушением статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

В результате нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Агро-Союз ДВ» получило доход на сумму 47 202 800 (сорок семь миллионов двести две тысячи восемьсот) рублей.

Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ОАО «Агро-Союз ДВ» обязательного для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода в сумме 47 202 800 (сорок семь миллионов двести две тысячи восемьсот) рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Важным условием для возбуждения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства является предварительная выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в порядке, предусмотренном статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции».

Целью указанного предупреждения является пресечение действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства возможно лишь в случае неисполнения такого предупреждения.

В рассматриваемый период Сахалинским УФАС России выдано 6 предупреждений 3 из которых не исполнены и в результате возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

По результатам контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона О защите конкуренции) в отчетном периоде отмечаются следующие результаты.

 

Большая часть жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона «О защите конкуренции» поступила на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов при проведении закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В качестве основных видов нарушений, допущенных юридическими лицами, организаторами торгов, операторами электронных площадок, конкурсной или аукционной комиссией, выявленных в отчетном периоде следует указать неверную оценку сведений, содержащихся в заявках, неразмещение информации о проводимых торгах.

Всего поступило 29 жалоб, 12 жалоб признано необоснованными, выдано 8 предписаний.

 

В сфере контроля рекламной деятельности Управлением возбуждено 4 дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, принято 3 решения, выдано 3 предписания.

 

Так например Сахалинским УФАС рассмотрено дело о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Телекомпания АСТВ» и ООО «Телекомпания АСТВ».

19.04.2018 в эфире телеканала «АСТВ» транслировался рекламный сюжет, содержащий сведения о стоматологической клинике «Радикс».

Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Во время заседания Комиссии Сахалинского УФАС, в присутствии представителя ООО «Лаборатория Радикс» был просмотрен видеоролик, представленный ООО «Телекомпания АСТВ», в котором отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний.

Так же, согласно части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

В рассматриваемом рекламном сюжете метод лечения раскрывается самостоятельным образом : «Уникальная технология «ALL-ON-4» или «все на четырех» описывается, возможность получить зубы за один день, установив всего четыре имплантата. Так же приводятся фото и видео материалы с описанием установки имплантат.

Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом рекламном сюжете рекламируется конкретный метод лечения и диагностики «имплантация зубов» раскрываются преимущества и эффективность данного метода.

Требования ч. 8 ст. 24 ФЗ «О рекламе" распространяются на все без исключения методы профилактики, диагностики и медицинской реабилитации и запрещают их рекламирование.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч. 7, ч. 8 ст. 24 ФЗ "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно полученной информации рекламодателем данного сюжета является ООО «Лаборатория Радикс», рекламораспространителем ООО «Телекомпания АСТВ».

Указанные лица признаны нарушившими части 7 и 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе», в отношении них решается вопрос о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

В отчетном периоде Сахалинским УФАС России выявлено 12 фактов нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Решается вопрос о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушение антимонопольного законодательства Сахалинским УФАС России в рассматриваемом периоде вынесено 12 постановлений об административных правонарушениях, наложено административных штрафов на общую сумму более 13 млн. рублей.

Наверх