Доклад антимонопольного отдела
01 декабря 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Обзор правоприменительной практики в сфере антимонопольного контроля по теме специализации Сахалинского УФАС России

 

Сахалинская область единственный островной регион Российской Федерации. Доставка товаров, в том числе жизненно необходимых, большей частью осуществляется морским транспортом. Необходимым условием морских перевозок является наличие порта, в котором происходит погрузка и выгрузка товаров. Хозяйственную деятельность в портах осуществляют, в основном, субъекты естественных монополий.

В соответствии с приказом ФАС России №823/18 от 18.06.2018 «Об утверждении Реестра тем общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы» Сахалинское УФАС России является исполнителем по теме «Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства Российской Федерации при рассмотрении дел по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» субъектами естественной монополии в портах».

В рамках реализации темы специализации Сахалинским УФАС России была сформирована практика в части применения законодательства при доказывании нарушений законодательства субъектом естественной монополии.

 

1.Определение статуса хозяйствующего субъекта как субъекта естественной монополии.

 

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях, Закон № 147-ФЗ) определено, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На основании абзаца 5 пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги в портах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Главой II Закона о естественных монополиях установлены государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии.

В отношении субъектов естественной монополии применяется метод ценового регулирования, осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы осуществляется государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование.

Государственный надзор осуществляется за сделками субъектов; установлением и применением цен на услуги; действиями, имеющими результатом злоупотребление доминирующим положением; соблюдением стандартов раскрытия информации; соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам.

Результатом надзора может быть возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства с последующей выдачей предписания; привлечение к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, за нарушение порядка раскрытия информации, за нарушение порядка подключения к сетям, ограничение транспортировки коммунальных ресурсов по сетям.

При осуществлении государственного контроля (надзора) необходимо определить статус хозяйствующего субъекта как субъекта естественной монополии.

Применимо к деятельности в морских портах до 2020 года Сахалинское УФАС России руководствовалось следующим.

На основании утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220. Порядка проведения анализа на товарных рынках не предусматривается проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии.

Таким образом, относить хозяйствующий субъект к категории «субъект естественной монополии» необходимо на основании Закона.

На основании статьи 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги.

Так же Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

В этот перечень входят:

1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту;

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам;

3. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

4. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

5. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;

6. Перевалка нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам;

7. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах;

8. Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

Руководствуясь указанным перечнем и определялось положение субъекта естественной монополии.

В процессе изучения нормативных актов при реализации специализации, установлено, что перечень сфер субъектов естественной монополии шире, чем указанный Постановлением 293.

Установлено следующее.

А. Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее - морские порты) регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах) Закон о морских портах устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

Под морскими портами в Законе о морских портах понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации. Как следует из статьи 9 Кодекса торгового мореплавания под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

На основании части 1 статьи 17 Закона о морских портах в морском порту осуществляется оказание следующих услуг:

1.Обслуживание судов;

2.Осуществление операций с грузами, в том числе по перевалке грузов;

3.Обслуживание пассажиров;

4.Обеспечение безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему;

5.Обеспечение готовности к проведению аварийно-спасательных работ;

6.Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

Допускается возможность оказания и иных услуг.

 

Б. На основании подпункта «г» пункта 37 статьи 6 Федерального закона от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относятся осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение по оказанию услуг в портах в Российской Федерации. При этом Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2016 №1249-р к таким услугам отнесены:

1. Обеспечение безопасности мореплавания;

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам;

3. Обеспечение лоцманской проводки судов;

4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

5. Предоставление маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

6. Предоставление систем управления движением судов в порту;

7.Обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации аварийных разливов нефти;

8. Предоставление причалов;

9. Погрузка и выгрузка грузов;

10. Хранение грузов;

11. Обслуживание судов на паромных переправах;

12. Координация поисковых и аварийно-спасательных работ;

13. Обслуживание пассажиров.

Опираясь на указанные нормативные акты, содержание договоров и сложившийся порядок регулирования в регионе можно определить статус субъекта естественной монополии.

Совершенно очевидно, что при рассмотрении дел о злоупотреблении субъектами естественных монополий своим доминирующим положением, выразившемся в нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), при установлении статуса субъекта необходимо руководствоваться только перечнем, утвержденным постановлением 293.

В случае рассмотрения дел о других видах нарушении, связанных с злоупотреблением доминирующим положением субъектами в порту необходимо принимать во внимание и Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2016 №1249-р и Закон о морских портах.

Кроме того указанные в названных нормативных актах субъекты должны выполнять и иные обязанности субъектов естественных монополий, определенные Законом о естественных монополиях, и подвергаться государственному контролю (надзору)

 

2. Правовые особенности осуществления деятельности в порту субъектами естественных монополий.

 

Пунктом 6 статьи 4 Закона о морских портах введено понятие владелец объектов инфраструктуры морского порта - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

Если хозяйствующий субъект не осуществляет эксплуатацию морского терминала на законных основаниях, поскольку не располагает ни на каком праве объектами инфраструктуры в морском терминале, следовательно, оператором, в смысле Закона о морских портах, быть не может.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о морских портах, в морском порту оказываются услуги по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.

Понятие перевалки грузов определено в Законе о морских портах, под которым понимается комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта (статья 4 Закона о морских портах).

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о морских портах, услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза.

Также, в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона о морских портах по договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах территории морского порта, технологическое накопление груза. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.

На основании части 3 статьи 17 Закона о морских портах Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту.

Приказом Минтранса России от 09.07.2014 №182 утверждены Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» (далее – Правила 182).

На основании пунктов 12 и 13 Правил 182 деятельность оператора морского терминала, связанная с оказанием услуг по перевалке грузов в морском порту, осуществляется в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности мореплавания, установленными законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании, Федеральным законом, обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, а также актами капитана морского порта.

По договору перевалки груза оператором морского терминала может осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах морского порта, технологическое накопление грузов. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.

Пунктом 8 Правил 182 определены виды грузов, в отношении которых заключается договор перевалки, а именно в отношении тарных и штучных грузов, количество которых определяется счетом мест, в том числе металлопродукции, подвижной техники (самоходная и несамоходная), железобетонных изделий и конструкций, лесных грузов (лесоматериалы, лесопродукция), грузов в контейнерах, грузов в транспортных пакетах, крупногабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов (длина и масса которых превышают максимальные размеры и массу груза, устанавливаемые правилами перевозок на соответствующем виде транспорта) (далее - генеральные грузы); грузов, однородных по составу, перевозимых без тары или упаковки насыпью или навалом (далее - навалочные (насыпные) грузы); грузов, однородных по составу, перевозимых в жидком состоянии (наливом) (далее - наливные грузы); грузов, которые в силу присущих им физико-химических свойств и (или) иных особенностей при перевозке, перевалке и хранении могут создавать угрозу для жизни или здоровья человека, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей (далее - опасные грузы); грузов, к транспортировке которых предъявляются особые требования в отношении температурного режима, режима влажности воздуха и ряд иных требований санитарно-гигиенического характера (далее - скоропортящиеся грузы).

При рассмотрении Сахалинским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Холмский морской торговый порт» и ООО «СервисТрансКомпани» требовалось установить какого вида услуги оказываются в порту при перемещении автотранспорта по территории порта от паромной переправы.

Комиссия пришла к выводу о том, что грузы, перевозимые автотранспортными средствами путем смешанного паромно-автомобильного сообщения, так и сами автотранспортные средства, не используемые для перевозки грузов, но перемещаемые путем смешанного паромно-автомобильного сообщения, подлежат перемещению через порт по договору перевалки.

Указанный вид деятельности относится к услугам, оказываемым в порту и включающим в себя предоставление причалов, погрузку и выгрузку грузов и их хранение, то есть относится к видам деятельности субъектов естественных монополий и должен осуществляться оператором порта.

На основании статьи 9 Закона о морских портах морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации. Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В Реестр морских портов Российской Федерации вносится перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.04.2009 № 51 ведение Реестра морских портов осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот).

Таким образом, услуги по перевалке грузов в морских портах вправе оказывать только операторы морского порта, сведения о которых содержатся в реестре морских портов Росморречфлота.

По мнению Сахалинского УФАС России, при государственном регулировании деятельности субъектов естественной монополии и их особом статусе условия соперничества хозяйствующих субъектов соблюдаются при передаче портовой инфраструктуры в результате конкурентных процедур.

Кроме этого, субъект, занятый хозяйственной деятельностью в сфере естественной монополии в порту, сведения о котором не внесены в обязательные постановления по порту, по мнению Сахалинского УФАС России является субъектом нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

3.Соблюдение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа к услугам в морском порту.

 

Как уже упоминалось выше, правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации установлены Законом о естественных монополиях.

Законом установлены обязанности субъекта естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 147-ФЗ субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Согласно части 3 статьи 8 Закона № 147-ФЗ субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 8 Закона № 147-ФЗ в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, а также к услугам буксиров, оказываемым субъектами естественных монополий в портах (далее - услуги субъектов естественных монополий в портах) определены Правилами недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.10.2017 № 1285 (далее – Правила №1285).

В соответствии с пунктом 4 Правил №1285 субъекты естественных монополий в целях обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в портах обязаны заключать договоры, не допускающие создания условий, ставящих одних потребителей в неравное положение по сравнению с другими потребителями в сопоставимых условиях, а также обеспечивать потребителям доступность информации согласно пункту 19 настоящих Правил.

Согласно пункту 5 Правил №1285 услуги субъектов естественных монополий в портах предоставляются потребителям на основании договоров.

Пунктом 9 Правил №1285 установлено, что лица, которые намерены заключить договор об оказании услуг по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, оказываемых субъектами естественных монополий, направляют не менее чем за 30 календарных дней до даты поступления грузов в порт субъекту естественной монополии, оказывающему такие услуги, в письменной форме заявку на заключение договора и подписанный со своей стороны договор в соответствии с типовой формой, размещенной субъектом естественной монополии на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 18 Правил №1285 типовые формы договоров разрабатываются субъектом естественной монополии и размещаются на официальном сайте.

Согласно пункту 19 Правил №1285 субъекты естественных монополий обеспечивают доступ потребителей к информации об услугах субъектов естественных монополий в портах, предусмотренной стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 938 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Стандарты), путем ее размещения на официальном сайте и предоставления на основании письменных запросов потребителей.

Стандартами устанавливается состав и порядок раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - субъекты естественных монополий).

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение субъектами естественных монополий свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о своей деятельности независимо от цели получения информации.

Информация раскрывается субъектом естественной монополии путем размещения на официальном сайте субъекта естественной монополии и (или) на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт).

Приказом ФСТ РФ от 19.04.2011 №159-т «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также правил заполнения этих форм», Приказом ФАС России от 08.04.2011 №254 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также правил заполнения указанных форм», в соответствии с пунктами 2 и 3 Постановления Правительства РФ №938, утверждены формы и сроки размещения информации.

Согласно пункту 4 Стандарта подлежащая раскрытию информация, размещаемая субъектом естественной монополии на официальном сайте, должна быть доступна для неограниченного круга лиц в течение 5 лет.

Пунктом 7 Стандартов установлена обязанность субъекта естественных монополий в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации (внесения изменений в нее) в официальных печатных изданиях и (или) размещения информации на официальном сайте сообщить в орган государственной власти, уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и Федеральную антимонопольную службу о раскрытии информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса официального сайта.

В соответствии с пунктом 9 Стандартов субъектами естественных монополий раскрывается следующая информация в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей:

а) о ценах (тарифах, сборах) на регулируемые работы (услуги);

б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий в сфере выполнения (оказания) регулируемых работ (услуг);

в) об основных потребительских характеристиках регулируемых работ (услуг) и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;

г) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым работам (услугам), о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

д) об условиях, на которых осуществляется выполнение (оказание) регулируемых работ (услуг);

е) об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации;

ж) о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для выполнения (оказания) регулируемых работ (услуг).

Пунктом 10 Стандартов определено, что перечень информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктом 9 настоящего документа, является исчерпывающим.

Согласно пункту 23 Стандартов в рамках раскрытия информации о ценах (тарифах, сборах) на регулируемые работы (услуги) в морских портах указываются следующие сведения:

а) перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством;

б) цены (тарифы, сборы) на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в морских портах, установленные в соответствии с нормативными правовыми и иными актами федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 27 Стандартов в рамках раскрытия информации об условиях, на которых осуществляется выполнение (оказание) регулируемых работ (услуг) в морских портах, указываются сведения об условиях, определяемых договором перевалки груза или выполнения (оказания) регулируемых работ (услуг) в морском порту между субъектом естественной монополии (оператором морского терминала) и заказчиком.

Таким образом, соблюдение правил и стандартов раскрытия информации способствует недискриминационному доступу к услугам субъектов естественных монополий.

Субъект естественной монополии обязан обеспечить доступ потребителей к сведениям об условиях, определяемых договором или выполнения (оказания) регулируемых работ (услуг) в морском порту между субъектом естественной монополии (оператором морского терминала) и заказчиком путем их размещения на официальном сайте; обязан разместить на официальном сайте информацию в соответствии со Стандартами по формам и в сроки, установленными приказами ФСТ РФ и ФАС России; обязано сообщить в уполномоченные органы об опубликовании информации в соответствии со Стандартами, то есть обеспечить, таким образом, соблюдение правил недискриминационного доступа к услугам, оказываемым субъектом естественной монополии в порту.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к административной ответственности одна из мер воздействия на нарушителей.

Вместе с этим пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением путем создания дискриминационных условий.

Полагаем, что выявление антимонопольным органом таких действий, когда субъект естественной монополии не обеспечивает доступ потребителей к сведениям об условиях, определяемых договором или выполнения (оказания) регулируемых работ (услуг) в морском порту, и оказывает услуги при этом одним контрагентам, но не оказывает другим, недостаточно ограничиваться действиями по привлечению такого субъекта к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, но необходимо квалифицировать такие действия по пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции с последующей выдачей предписания о создании равных условий для потребителей услуг субъекта естественной монополии. В том числе размещение необходимой информации на официальном сайте.

 

 

4.Совмещение деятельности хозяйствующими субъектами в порту.

 

При рассмотрении заявлений о нарушении субъектами естественной монополии действующего законодательства необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что хозяйствующий субъект одновременно может осуществлять деятельность как субъект естественной монополии в разных сферах деятельности.

Например, Сахалинским УФАС России рассмотрены заявления на действия субъекта естественной монополии в порту, согласно которым, он ограничил переток электрической энергии и воды своим контрагентам по своим сетям.

Заявители требовали привлечь указанного субъекта к ответственности за злоупотребление доминирующим положением, но в данной ситуации справедливо полагать, что нарушения были допущены указанным субъектом как собственником электросетевого хозяйства и водопроводных сетей.

В данной ситуации недопустимо возбуждать дело о нарушении антимонопольного законодательства по статье 10 Закона о защите конкуренции, действия полностью охватываются составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, согласно которому нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

5.Выявление состава действий субъекта естественной монополии при оказании услуги лоцманской проводки судов.

 

06.08.2019г. Комиссией Сахалинского УФАС России принято решение по делу №08-01/2019 согласно которому Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» в лице Сахалинского филиала (далее - ФГУП «Росморпорт») признано субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в границах морского терминала Северо – Курильск морского порта Невельск, оказываемые в сфере деятельности субъекта естественной монополии, нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках исполнения услуг по лоцманской проводке судов в терминал Северо-Курильск ФГУП «Росморпорт», как субъект естественной монополии, не обеспечило доставку и снятие лоцмана с судна, возложило эту обязанность на потребителей, что повлекло их необоснованные расходы и затруднило проход судов в терминал. Доставка лоцмана осуществлялась на буксире, при этом судовладелец оплачивал услуги буксира, услуги лоцмана, доставку лоцмана на судно, снятие лоцмана с судна. По правилам судоходства в указанном районе услуги буксира и лоцмана являются обязательными. За доставку лоцмана на буксире взымалась плата в размере 20 тысяч рублей за одну операцию по доставке лоцмана. Точка перехода лоцмана на судно находится на удалении трех морских миль от терминала (около 5-6 километров).

Ответчик утверждал, что доставка (снятие) лоцмана на судно не входит в состав услуги по лоцманской проводке судов.

Комиссия Сахалинского УФАС России исходила из следующего.

Согласно статье 106 Кодекса торгового мореплавания с судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор, размер которого, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов, осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ

Приказом Минтранса РФ от 22.07.2008 № 112 «Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации» (далее – Приказ № 112) определены обязательные требования в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предоставление услуг по лоцманской проводке морских судов.

Согласно пункта 10 (Раздел II Требования предъявляемые к морским лоцманам) Приказа № 112 для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского лоцмана должны находиться средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, вертолет и т.п.). Обеспечение обязательного наличия в распоряжении субъекта естественной монополии средства доставки обуславливает вывод о том, что доставка осуществляется самостоятельно в рамках оказания услуги лоцманской проводки.

Само понятие: «в распоряжение лоцмана» не содержит утверждение того, что транспортное средство должно находится в собственности субъекта естественной монополии. Средство может находиться и на ином праве или в силу договора о пользовании. В тоже время обеспечение услуги в полном объеме, указанном в нормативном акте является обязательным для субъекта естественной монополии при оказании услуг лоцманской проводки.

Не согласившись с решением Комиссии, ответчик обратился с жалобой в арбитражный суд Сахалинской области.

Решением арбитражного суда Сахалинской области от 28.11.2019г. по делу №А59-5316/2019 решение Сахалинского УФАС России признано незаконным, но Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020г. решение Арбитражного суда Сахалинской области отменено, Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.08.2020г. решение суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

Таким образом, позиция Сахалинского УФАС России по указанному вопросу поддержана арбитражными судами в 2020 году.

 

6.Дела о нарушении антимонопольного законодательства (по теме специализации), рассмотренные Сахалинским УФАС России в 2020 году.

 

Номер дела, субъект, дата решения

Суть нарушения вид деятельности субъекта

Номер судебного дела

 

065/01/10-14/2019,

ООО «Рыбокомбинат «Островной»,

ЗАО «Рыбокомбинат «Островной»,

решение от 24.01.2020

Нарушение порядка ценообразования в сфере услуг по погрузке и выгрузке грузов, услуги по хранению грузов, услуги по предоставлению причалов в морском терминале Малокурильск морского порта Невельск

А59-1948/2020 в пользу Сахалинского УФАС России

№ 065/01/10-114/2019, ООО «Северо-Курильский Морской Порт»,

решение от 29.04.2020

Создание дискриминационных условий в сфере услуг по предоставлению причалов, услуг по погрузке и выгрузке грузов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск

А59-3892/2020

В стадии

№ 065/01/10-245/2019, ООО «СК Навигатор», решение от 29.05.2020

Создание дискриминационных условий в сфере услуг буксира в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск

нет

№ 065/01/10-94/2020,

ПАО «Холмский морской торговый порт»,

ООО«СервисТрансКомпани», решение от 30.10.2020

Злоупотребление доминирующим положением в сфере услуг по погрузке и выгрузке (перевалке) грузов, обеспечению порядка в порту, оказываемых в границах морского порта Холмск Сахалинской области

нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх